Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


elle kui porte culotte» («Жена! … штаны мои … а дуэль то моя! … эх право пускай она сама как хочет отыгрывается, раз она играет первую скрипку»(фран.). Во французском тексте – непереводимая игра слов. Porter culotte, в прямом смысле означающее носить штаны, в переносном применяется к женам, которые властвуют над мужьями). Очевидно, Пушкин хотел сделать сатирическую картинку на манер популярных в то время в России бытовых карикатур английских рисовальщиков-граверов. Очерк лица Дегильи очень похож на предыдущий рисунок и на более тщательно сделанную портретную зарисовку с Дегильи, находящуюся несколькими листами дальше в этой же тетради. Здесь тщательно прорисованный профиль Дегильи, но уже не в карикатурном, а в портретном виде, с точно переданной и характерной, видимо, для Дегильи плоской и длинной линией лба, носа и подбородка, с выступающей нижней губой. Слева, у края страницы – скрещенные рапиры, они находятся в явной связи с той несостоявшейся дуэлью с Дегильи.

В июле 1823 г. Пушкин был переведен из Кишинева в Одессу.

Среди одесских знакомых Пушкина был и граф М.С. Воронцов, муж Е.К. Воронцовой, в которую был влюблен поэт. Первое изображение М.С. Воронцова появляется в первой главе XXIII строфе «Евгения Онегина» вместе с женой. Граф занимал должность наместника края и был пушкинским начальником, а потом и «гонителем». Профиль Воронцова Пушкин повторяет очень часто и при этом не карикатуря. Пушкин извлекает из-под внешнего лоска черты грубости, жесткости. То, что он потом выразил в письмах из Одессы: «Воронцов – вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видел во мне коллежского секретаря, а я признаюсь, думаю о себе что-то другое», - письмо А.И. Тургеневу, 14 июля 1824 г 111. Видимо, неприязнь Пушкина к Воронцову началась с первого близкого соприкосновения с наместником, хотя на радостях после кишиневского сидения Пушкин и сообщал иногда, что Воронцов принял его «очень ласково». Характерно, что свою первую зарисовку Воронцова Пушкин ни разу не менял в дальнейшем. Последняя зарисовка Воронцова, которая находится в третьей главе V строфе «Евгения Онегина» является самой яркой (рис.87). Воронцов изображен во всем своем официальном сане: влась и высокомерие в генерал-адъютантском мундире переданы подчеркнуто. К февралю 1824 г., когда эти изображения были сделаны невозможность сохранить даже служебные отношения была для обеих сторон уже ясна и выводы подготовлены; Пушкин думал отделаться отставкой и остаться в Одессе вольным жителем, Воронцов ждал повода, который дал бы ему возможность удалить Пушкина не только со службы, но и из города; в марте наместник наконец потребовал от Несельроде высочайшего повеления на высылку Пушкина. Портрет Воронцова в мундире на последних страницах одесской рукописи является, таким образом, своего рода заключительным символом взаимоотношений наместника и поэта. Непосредственным поводом для изображения могло послужить возвращение Воронцова 9 февраля в Одессу после отлучки.

Среди портретов знакомых Пушкину наброски не только мужских профилей, но и женских.

Так в альбоме, который служил Пушкину рабочей тетрадью в 1828 году, среди чернового текста повести «Гости съезжались на дачу…», находится большой рисунок женщины карандашом (рис.88).

Рисунок был опубликован А.М. Эфросом, высказывавшим предположение, что это портрет П.А. Осиповой, доброго друга Пушкина, соседки его по Михайловскому, помещицы села Тригорское. Атрибуция основывалась на описании внешности А.П. Осиповой, сделанном ее племянницей А.П. Керн (изображений Осиповой не известно)112.

«Иначе отождествил портрет другой знаток рисунков Пушкина, Михаил Дмитриевич Беляев. Он узнал в портрете Елизавету Михайловну Хитрово. Эту совершенно бесспорную атрибуцию он сообщил на защите своей диссертации «Рисунки Пушкина, их изучение и роль в пушкиноведении» (в Москве, в 1946 году. На защите я (Т.Г. Цявловская – прим. Р.Е.) присутствовала). Справедливость определения М.Д. Беляева признал тогда же его оппонент, автор первой атрибуции»113.

Елизавета Михайловна Хитрово – любимая дочь великого полководца Кутузова, дважды вдова, мать двух взрослых дочерей – известна своей преданной дружбой к Пушкину.

Познакомился Пушкин с Е.М. Хитрово либо в 1826 г. в Москве, куда приехала она на коронацию нового императора из Италии, ибо в 1827 г. в Петербурге, где поселилась после нескольких лет жизни за границей со вторым мужем, а за тем и после его смерти.

Елизавета Михайловна преклонялась перед Пушкиным не только как перед поэтом, но и человеком.

Первое время Пушкин не сторонился дочери Кутузова. Но вскоре он стал тяготится чувством этой не молодой женщины.

Нарисовал Пушкин Хитрово в середине сентября 1828 г. К этому времени относятся два его письма к ней, где взрывается бесцеременная откровенность, доходящая до дерзости.

Были среди знакомых Пушкина люди очень известные. «… Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел, и сделал таким образом 200 верст лишних; зато увидел Ермолова» (III, 372). Так начинается знаменитое «Путешествие в Арзрум» о поездке поэта весной 1829 г. на Кавказ.

«Ермолов принял меня с обыкновенной своей любезностью, - продолжает Пушкин – С первого взгляда я не нашел в нем ни малейшего сходства с его портретами, писанными обыкновенно профилем. Лицо круглое, огненные, серые глаза, седые волосы дыбом. Улыбка неприятная, потому что неестественная. Когда же он задумывается и хмурится, то он становится прекрасен и разительно напоминает поэтический портрет, писанный Довом» (III, 372).

До недавнего времени эти широко известные строки были единственным пушкинским портретом Ермолова – прославленного участника войн с Наполеоном, героя Бородина, крупнейшего военного деятеля и одного и самых популярных в русской армии военачальников, весьма близкого к декабристам, которого они в случае успеха восстания прочили в члены временного правительства. Трудно поверить, что карандаш поэта, специально, ради знакомства предпринявшего в 1829 г. весьма предосудительную в глазах правительства поездку в Орел к опальному генералу, миновал его выразительную внешность, так точно описанную в «Путешествии в Арзрум». И действительно портрет был найден Л. Керцелли в рабочей тетради Пушкина, которой он пользовался со всем не задолго до поездки к Ермолову и к которой возвращался в 1829 г.114 (рис.89).

Портрет находится на листе с черновым наброском письма к Бенкендорфу. Расположен рисунок в верху листа тетради с черновиками «Полтавы», над двумя стихотворными строками о дочери Кочубея («Она свежа, как внешний свет, / Взлелеянный в тени дубравной»(II, 89)). Ниже этих строк – текст письма к Бенкендорфу.

И строки о дочери Кочубея, и письмо к шефу жандармов написаны чернилами; рисунок же сделан карандашом, что может свидетельствовать о разном времени появления их на бумаге. По-видимому, портрет появился позднее текста – на оставшемся не на заполненном чистом поле тетрадного листа.

Рисунок представляет собою профильный портрет Ермолова, который так же, как, по свидетельству Пушкина, и оригинал, «разительно напоминает поэтический портрет, писанный Довом». Только «писанный Довом» портрет изображает Ермолова в романтической позе героя-полководца на фоне снеговых гор, с грозно нахмуренными бровями, а карандашный рисунок Пушкина передает те же волевые, характерные черты воина сосредоточенным выражением умных «огненных» глаз в состоянии более спокойном и непарадном.

Этот пушкинский рисунок в самом деле разительно схож с широко известным портретом Доу. Мы видим ту же крупную, с беспорядочно вихрящейся обильной шевелюрой голову, ту же мощную шею, скрытою высоким воротником мундира, те же скульптурно четкие черты лица: высокий лоб, сгущающиеся к переносице брови, нос с крупно вырезанными ноздрями.

К этому же времени относится серия портретов А.Н. Оленина. На первом рисунке Пушкин запечатлел Оленина в профиль, около хорошо всем знакомого портрета в папахе (рис.14); на втором, сделанном, видимо, несколько дней спустя, Алексей Николаевич изображен вместе с супругою.

Еще два портрета находятся среди черновиков поэмы «Тазит» (рис.90) и в Ушаковском альбоме. Портрет в альбоме Елизаветы Ушаковой очень похож на оба уже известных. Другой портрет в черновиках поэмы «Тазит» - один из самых интересны пушкинских портретов А.Н. Оленина. Его профиль романтизирован и выполнен в «высоком» стиле (мощная обнаженная шея, крупный изогнутый нос, маленькие уши, свободный разлет бровей, гладкая без вихров, прическа). Оленин был не высокого роста и довольно миниатюрного телосложения – портрет же похож на римского Патриции – значительного крупного, в расцвете физических сил. Но сомнения нет – это А.Н. Оленин. Сходство рисунка и со всею документальной иконографией Оленина и с известными ранее пушкинскими его портретами почти абсолютна (та же форма головы, тот же глаз, рот, маленькое ухо, та же линия лба и носа).

Есть среди набросков Пушкина, пожалуй, единственный портрет художника. Этот портрет находится в черновиках 1829 г. Характерное, вытянутое лицо, широко раскинутые глаза, густые волосы и баки, высокий лоб, удлиненный подбородок – это Г.Г. Чернецов (рис.91). Первым высказал такое предположение Б.В. Томашевский, а доказала это предположение известная исследовательница графики Пушкина – Т.Г. Цявловская. 115

Г.Г. Чернецов (1802 – 1865 г.г.) – художник, известной картиной «Парад на Царицыном лугу». На переднем плане картины он изобразил частных лиц, и среди них группу писателей – Крылова, Пушкина, Жуковского, Гнедича, для чего сделал с них предварительно рисунки с натуры. Под рисунком, изображающего Пушкина, - пометы рукой художника: «Александр Сергеевич Пушкин. Рисовано с натуры 1832 года Апреля 15-го; ростом 2 арш. 5 вершк. с половиной»116. (на наши измерения – 166,74 см).

Написал Чернецов с

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»