Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


V глава.

Автопортреты.

Самой увлекательной и многообразной группой среди портретов, выполненных рукою Пушкина, являются автопортреты. Говоря об огромной значимости автопортретов Пушкина, сравнивая эти наброски с портретами поэта, выполненными профессиональными художниками, А.М. Эфрос писал: «…автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика. Они тем более важны, что охватывают весь основной период его жизни. Они отражают разные состояния, самочувствия, самонаблюдения Пушкина. Этого нет в официальных портретах поэта. Два основных портрета – Кипренского и Тропинина – и два добавочных – акварель Соколова и карандаш Вивьена, - сделанные с живого Пушкина, не могут перевесить ни убедительностью, ни интимностью дилетантских, черновых пушкинских зарисовок. В его набросках есть непосредственность и близость, которая не вызывает сомнений и свидетельствует каждой своей подробностью, что именно так он выглядел или так обряжал себя, или таким хотел себя видеть. На автопортретах лежит горячность повседневности, живого прикосновения к большим и малым фазам пушкинской судьбы».135

Он сделал с себя в три раза больше изображений, чем все его современники, вместе взятые. Р.Г. Жуйкова насчитывает 91 автопортрет136.

Автопортреты в подавляющем большинстве сосредоточены в пределах одного десятилетия. Нет автопортретов, которые были бы сделаны до 1820 г., и совсем ничтожно число их после 1830 года. Нужны были потрясения, изгнания 1820 г., что бы он стал для себя главным предметом внимания и что бы его графика отразила это. В «Кавказском пленнике», в «Бахчисарайском фонтане», в начатом «Онегине» у Пушкина появились первые зарисовки с себя. Действительно, этот год отмечен первым настоящим автопортретом, если придерживаться датировки А.М. Эфроса 137 (Цявловская же считает что портрет был нарисован 1817 – 1818 г.г. 138) (рис.103). Изображение сделано крупным масштабом. Это один из не многих погрудных автопортретов. Обычно Пушкин довольствовался простым профилем. Здесь же он нарисовал себя в полуфигуру и тщательно прочертил все – и голову, и туловище, и детали костюма. Более того, он заключил свое изображение в медальон и штрихом затушевал фон.

Любопытные черты лица двадцатилетнего Пушкина. Весь облик подтянут, худощав, заострен; у него покатая линия лба, надбровий, носа; выступающая в перед верхняя губа; извилистая линия рта; вздернутые очертания ноздрей; срезанный подбородок, большие выпуклые глаза.

Индивидуальна на первом портрете прическа: она не большая, тщательно приглаженная. Больше такой манеры носить волосы у Пушкина мы не встретим. Начиная с кишиневских и кончая предсмертными изображениями, везде дальше пойдет вольная, играющая прядями и кольцами копна волос.

Наблюдения А.М. Эфроса показывают, что «… автопортреты появлялись массой тогда, когда Пушкин стоял перед жизненными осложнениями или внутренними потрясениями»139.

Действительно, основные скопления пушкинских автопортретов связанны со следующими датами: 1823 г., октябрь – декабрь, в Одессе; 1824 г., май – июнь, сентябрь – ноябрь; в Одессе и Михайловском; 1826 г., январь вместе с последними числами декабря 1825 г., в Михайловском; и 1829 г., апрель – декабрь, преимущественно в Москве.

Октябрь – декабрь 1823 г. в Одессе – это очень важная пора в личной жизни Пушкина. Наступил кризис в личных делах и в служебном положении. В эти месяцы, с одной стороны, дело подошло к разрыву с Амалией Ризнич, и вместе с тем начиналось новое, еще более осложнявшее положение Пушкина, увлечение Е.К. Воронцовой, женой наместника края и начальника Пушкина; с другой стороны, отношение с этим начальством уже дали трещину, принесли Пушкину первые унижения, и уже обеим сторонам стало ясно, что вместе им не ужиться. В черновиках «Евгения Онегина», писавшегося как раз в это время, в первой и второй главах пушкинские самозарисовки все время перекрещиваются с изображениями остальных участников драмы – с профилями Ризнич, Воронцовой и «лорда Мидаса».

Тяжесть и напряженность сложившейся ситуации отразилась, по-видимому, в рисунке стареющего Пушкина (рис. 104). Рисунок находится в черновиках X и XI строфы второй главы «Евгения Онегина» Пушкин изображен здесь старым, почти дряхлым, с морщинами на лице, складками на шее и остатками волос вокруг голого черепа.

Есть среди рисунков и авто портрет романтического характера, с длинными вьющимися волосами (рис.105).

Большинство одесских автопортретов показывают нам Пушкина без локонов, подстриженным. Первый из них нарисован возле черновика строфы XLV первой главы «Евгения Онегина», в конце октября 1823 г. (рис.106). Вид у Пушкина строгий, у него уже нет длинных кудрей. Очевидно, в связи с переездом в Одессу (в июле 1823 г.), город европейский, Пушкин отказался от своего романтического вида.

Месяц спустя сделанный портрет изображает Пушкина, одесского, с серьезным лицом, в черном фуляре, уши не тонут под волнами кудрей, они обнажены (рис.107).

Но есть рисунок – исключение в этой серии. Автопортрет прежнего романтического характера, с длинными вьющимися волосами.

Он нарисован тогда же, когда и первый бесспорный автопортрет, на полях черновых строф XI и XII второй главы «Евгения Онегина», непосредственно перед ноябрьским (рис.108).

Хоть и нарисован этот портрет в Одессе, это – портрет ретроспективный. Под ним нарисована головка юной Марии Раевской – того периода, когда три года назад – участвовали они оба в путешествии семейства Раевских на Северный Кавказ.

Но, не смотря на то, что Пушкин восставливает в воображении свой былой длиннокудрый облик, его лицо в портрете несет печать нынешнего, зрелого вида своего.

Вторая группа автопортретов, возникшая в 1824 г., приходится на конец отношений Пушкина с Воронцовой, ссору с наместником и вынужденный отъезд в Михайловское. Май – июнь, это – унизительная командировка «на саранчу», письмо Воронцова в Петербург с требованием перевода поэта из Одессы, отставка, предписание выехать в псковскую губернию; сентябрь – ноябрь, это – первые месяцы ссылки в Михайловском, крайнее обострение отношений с семьей, резкая ссора с отцом, приведшая Пушкина к ходатайству о переводе его в крепость, отчаянные письма к друзьям в Петербург, попытка бежать за границу.

Наиболее разработанными являются три автопортрета указанного периода (рис.109). Эти портреты необычны по замыслу и по деталям. Пушкин пробудит себя в разных видах. Об особенностях поведения Пушкина сохранились сведения кишиневских лет: «… на главной улице Кишинева часто видали Пушкина с длинными волосами, в фуражке, или коротко остриженными, в красной феске: Пушкин иногда подвержен был горячке, а потому принужден был брить голову и тогда в коротком кругу носил феску»140. В одном из рисунков подобного характера, именно в среднем автопортрете данного листа, он довольствуется тем, что представляет себя без обычных кудрей, с коротко остриженной головой. В обоих других он переносит себя в другую эпоху, в другую страну: эти автопортреты даны в костюме и прическе французских людей конца XVIII в., на одном – эпохи взятия Бастилии, 1790-х годов. Объяснение такой трансформации дает текст, находящийся на этой же странице, который посвящен французской революции и Наполеону: «… Вещали книжники, тревожились цари, // Свободы буря поднималась… и вдруг нагрянула… // Явился муж земных судеб… // Рабы затихли вновь…»141.

Третья группа автопортретов – конца декабря 1825 г. и всего января 1826 г., - связана, разумеется, с важнейшим событием – с разгромом и последствиями декабристского восстания, ожидание решения своей участи. Автопортрет, сделанный Пушкиным в первых числа января в окружении декабристов (см. рис.76 данной работы) – лучшее доказательство этого состояния.

К тому же времени относится единственный автопортрет Пушкина, сделанный во весь рост (рис.110). По ряду деталей его можно назвать выходным, так как Пушкин изобразил себя в выходном костюме на прогулке, в шляпе с тростью в руке. Рисунок исполнен сразу, изменению подверглась только одна деталь – шляпа, которая сначала была обычного, официального типа, а затем переделанная Пушкиным в сельский, помещичьий картуз, надвинутый на лоб почти карикатурно, как почти карикатурен весь облик Пушкина.

В рисунке «Эскизы разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825г.» среди большой группы профилей декабристов находится автопортрет. Он сделан не в профиль, а в фас. Это редчайший случай у Пушкина. А.М. Эфрос так пишет об этом профиле: «перо шло по бумаге осторожно, но уверенно; несмотря на миниатюрность изображения, перо возвращалось к пройденному месту, чтобы уточить или исправить деталь. Чувствуется пристальность глаза, глядящего на модель и выверяющего извилины лба, скул, щек, носа, глазных орбит. Именно в данном случае вполне вероятно, что Пушкин делает этот портрет не наизусть, а видя себя на расстоянии в зеркале. Оно отражало его облик уменьшенного, но четко»142.Во всяком случае, это одно из наиболее замечательных самоизображений Пушкина. Листок был заполнен в конце января 1826г., и если общая серия профилей декабристов отражала пушкинскую тревогу за них, в связи с разыгравшимися событиями, наличие автопортрета, видимо, свидетельствует, что Пушкин о собственной участи в это время почти перестал беспокоится.

Прежде чем перейти к следующему периодов возникновения автопортретов следует сказать о рисунке, который на наш взгляд является итогом к предыдущим автопортретам (сентябрь 1826г.). Этао два автопортрета расположенные друг под другом (рис.111). Они сопоставляют два изображения Пушкина – молодым и зрелым. Верхнее изображает рисует его с длинными и густыми вьющимися кудрями, знакомого нам по рисункам начала двадцатых годов. Нижний рисунок

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»