Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Большие игры

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18 | Документ 19 | Документ 20 | Документ 21 | Документ 22 | Документ 23 | Документ 24 | Документ 25 | Документ 26 | Документ 27 | Документ 28

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Организационно-деятельностные игры (ОДИ).

Организационно-деятельностные игры как особая форма организации и

метод стимулирования коллективной мыслидеятельности, нацеленной на решение

проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере

решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента

коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты

решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в

реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра

представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник

(мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.),

обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной,

групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта

игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной

в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой

игры.

Процедуры игр синхронизируют и координируют творческую

мыследеятельность большой группы специалистов, являющихся ее участниками и

заинтересованных в решении проблемы. Таким образом во время игры возникает

своеобразный временный научно-исследовательский коллектив, точнее временная

творческая система (ТС), общий интеллектуальный потенциал которой

значительно превосходит потенциал любого отдельно взятого специалиста. В

целом творческий потенциал построенной таким образом ТС зависит и от

квалификации участников, и от сочетания их состава по специальностям

(специалисты разных профилей работают как сокооперанты), и от

профессионализма игропрактиков, организующих и активизирующих коллективную

работу.

Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов,

сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области

методологии, т.е. в проблемной организации поискового процесса,

интеллектики, практической психологии, педагогики.

ОДИ представляет собой, как уже отмечалось, поисковую деятельность.

Многослойность этой деятельности предполагает разработку ряда относительно

самостоятельных подпрограмм, реализуемых целостным образом, интегративно в

ходе проведения игры.

Выделим следующие ведущие программы:

1. Подпрограмма работы руководителей игры (включает деятельность

координаторов (ведущих), работу нгропрактиков в группах, на пленарных

заседаниях и во время рекреационных пауз).

2. Подпрограмма оперативного управления игрой (включает составление

оргпроекта, планирование временных норм каждого игрового действия,

осуществление воздействия на команды и отдельных игроков с помощью

социально-психологических методов управления).

3. Подпрограмма организации коллективной мыследеятельности участников

игры (включает предварительную разработку (отбор) средств и приемов

сплочения группы, создания атмосферы, способствующей продуктивному

протеканию творческой деятельности, методов стимулирования творческого

процесса).

4. Подпрограмма релаксации (включает в себя отбор средств и форм

компенсации энергетических затрат, снятия утомления и нервно-психического

напряжения, формирования мажорного, приподнятого настроения).

5. Подпрограмма решения проблемы (она включает в себя предварительный

анализ проблемы, путей ее решения, проектирования различных вариантов

развертки проблемы во время игры, выдвижение альтернативных вариантов

решения, выбор оптимального решения).

Выделение подпрограммы является достаточно условным. Понятно, что в

рамках игры, являющейся многофункциональным коллективным действием

одновременно осуществляется многоцелевая деятельность: идет поиск решения

проблем, осуществляется интенсивное обучение, проводится коррекция

психического состояния участников игры, ведется консультирование,

осуществляется внедренческая деятельность, идет развитие творческих

способностей участников, коррекция их установок и т.д.

Игра строится на широком проблемном поле, контуры которого

приблизительно обозначены темой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются в

условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому

типу игры. Задача игропрактиков-расширение и поддержание максимально

богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия

темы и решения встающих проблем). Существование зоны неопределенности с

позиций концепции интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, 1986),

является одной из важнейших объективных предпосылок осуществления

творческого процесса, формирования индивидуального стиля деятельности.

Пониманию сущности ОДИ, как нам представляется, способствует

рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии (И.Н.

Семенов, С.Ю. Степанов, 1986, 1990). Творческое мышление осуществляется в

пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии

как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера.

Активизация участников игры достигается путем их постановки перед

необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В

этом случае преодоление пнтеллектуально-познавательных затруднений

переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует

потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося

опыта, активизирует процесс самомобилизацин.

Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за

счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно

их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой)

для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень

быстро перестает быть для ее участников просто 'игрой. Реальные жизненные

столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь

интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой

реальностью.

Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника

игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками,

технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов

взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Итак, ОДИ-это способ (технология) решения проблемы и одновременно,

социальная технология. Определить место ОДИ в социальных процессах можно

следующим образом:

- игра может служить стартовым устройством для запуска различного рода

социальных механизмов (создание команды, коллектива и т.д.);

- игра может служить вехой, ориентиром в ходе некоторого социального

процесса, подводить его итоги, намечать перспективы;

- игра может задавать упорядоченные серии других активных методов,

сопровождающих реальную деятельность и нацеленных на комплексную детальную

проработку сложной проблемы на разных этапах ее решения.

Отметим, что, кроме упомянутых уже концепций интегральной

индивидуальности и рефлексивной психологии, ОДИ как педагогический феномен

реализует интегративным образом концепции системного подхода как

методологии анализа и решения проблем, концепцию взаимосвязи осознаваемых и

неосознаваемых компонентов психики, социально-психологического тренинга,

деятельностного подхода как основы личностной перестройки играющих,

детерминации развития человека внешними и внутренними факторами и др.

Для достижения игровых целей в ОДИ делают чередование организационных

форм деятельности: коллективных, групповых и др.

Приведем характеристики основных форм деятельности.

Общеколлективиая деятельность. Это пленарные заседания, большие

рекреационные паузы.

Пленарные заседания, в которых принимают участие все играющие,

преследуют такие цели: а) обмен информацией между командами; б) координация

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»