Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Большие игры

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18 | Документ 19 | Документ 20 | Документ 21 | Документ 22 | Документ 23 | Документ 24 | Документ 25 | Документ 26 | Документ 27 | Документ 28

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


А. А. Тюков

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Решаются проблемы профиссионального обучения и общего социального

развития взрослых людей, путем таких средств и мотодов, которые

обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности

исследовательского и творческипреобразующего отношения к окружающей

действительности.

Обучение взрослых может быть эффективным" при реализации принципов

дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования

должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько

процессом управления развитием личности. С точки зрения А.А. Тюкова,

осуществлять процессы управления развитием позволяют формы обучения,

создающие условия для производства игровой деятельности. В психологичекoй

концепии игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева и Д. Б.

Эльконина, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой

лежат в самом процессе ее осуществления. Конечно, такое определение

является односторонним и подчеркивает лишь субъективно-мотивационпый аспект

игровой деятельности, не характеризуя специфики содержания ее процессов.

Такую односторонность определения можно снять, если дополнить его

характеристиками психологических особенностей деятельностных процессов,

которые собственно и обеспечивают совпадение мотива и предмета деятельности

с ее процессами. Такими особенностями являются прежде всего рефлексивность

и направленность па самоорганизацию способов осуществлепия деятельности.

Таким образом, игровая деятельность характеризуется процессами

сознательной организации способа осуществления деятельности, которые

основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу

содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект

деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу

сюжета, делая предметом своей деятельности coдержание и процессы, можно

говорить о возникновении игровой деятельности и специфического игрового

отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный

компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и

творческое отношение к действительности.

Задача создания игровых форм, которые бы обеспечивали возникновение в

процессе игры феноменов игровой деятельности, становится центральной в

подходе к проектированию организационно-управленческих обучающих игр.

В нашем подходе идеи" дидактики развивающего обучения воплощаются

прежде всего в основных принципах проектирования конкретных форм

организационных игр для достижения целей профессионального и социального

обучения. Несмотря на разнообразие проектируемых конкретных игровых форм,

при организации каждой из них должны соблюдаться следующие требованиями 0].

Требования к проектированию.

Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий

сюжет или основную тему. Сюжет и тема определяются типом профессиональной

деятельности и стоящими перед участниками будущей игры

организационно-управленческими задачами и проблемами.

Направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные

игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из

различных специализиpoвaнных предметных областей, могут иметь любые

концептуальные и мировоззренческие представления, неовпадающие социальные

установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной

деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их

рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное

взаимодействие. Функцию координации действий всех участников осуществляют

организатор и специально выделенная группа организации.

Проблемность обучения. Цели профессионального и социального обучения

могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами

решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального

взаимодействия.

Методологическое обеспечение. Группа специалистов владеющих способами

и методами решения проблем, аналогичных возникающим в игре, или

профессионально ориентированных на разработку таких способов.

Соотпетстисиио в нужных проблемных ситуациях служба мотодологичсского

обеспечепия предлагает средства работы или же направляет деятельность

участников на; активный поиск и творческую разработку способов в случаях,

когда никто не может предложить готовых решений.

Психологическое обеспечение. Организационная игра - это всегда сложный

комплекс развивающихся интеллектуальных и социальных взаимодействий

участников игры между собой и с представителями различных организационных

служб. Для этого психологическая служба и представители соответствующих

групп осуществляют оперативную помощь организации в целях поддержания

положительного психологического климата, если необходимо осуществление

психологической коррекции. Кроме того, специалисты психологической службы

осуществляют изучение основных процессов игры и особенности коллективных

взаимодействий.

Техническое обеспечение. Организационные управленческие игры для

успешной своей организации требуют множество средств технического

характера. Сюда относятся и средства отображения информации и действий

участников, средства представления результатов их работы и, наконец,

системы регистрации всех рабочих процессов игры.

Таким образом, организационные службы осуществляют социотехпичсскос и

социально-психологическое воздействие на игроков. Служба проблематизации,

службы средств и психологического обеспечения между собой находятся в

отношениях кооперации и согласования своих действий с организаторами. Кроме

того, все службы организационного действия находятся в отношении

обеспечения и экспертной помощи организаторам игры в интересах обучения.

Особенностью организационных обучающих игр. отличающей их от других

игровых форм, является процесс постоянного рефлексивного отображения всех

процессов игрового взаимодействия и развития ситуаций игры перед лицом

участников. Для наглядности хода игры используется двойная система

отображения игровых процессов на "досках": 1) "доски предметных

представлений" и "доски социально-психологических взаимодействий".

На экранах в специальных знаковых и символических формах отображаются

выявленные в ходе игры предметные представления и концептуальные системы

участников и противоречия между ними. Отображаются системы кооперативных,

институциональных, статусных, ролевых и межличпостных взаимодействий. Весь

ход игры раскрывается перед участниками и позволяет им сознательно и

аналитическп относиться как к собственным действиям, так и к действиям

партнеров.

В зависимости от того, какая из систем становится основным моментом,

на который направлена организация обучения, и что является центром

коллективного обсуждения, выделяются различные игровые формы:

командкомандно-позиционная, сюжетно-ролевая, командная ролевая или

рефлексивно-позиционная игры.

Необходимым требованием организациоиных игр является их проведение с

отрывом от производства и продолжительностью не менее пяти дней. Эти

требования определены характером построения этапов игры и феноменом

включенности в игровой процесс. Для того чтобы организационная игра

обеспечила подлинное развивающее обучение, в ней должна осуществляться

имитация полного цикла развития деятельности - от подхода к peшению

какой-либо ситуации до обобщенной оценки найденного способа решения. Таким

образом, игра является специально организованной моделью "шага" социального

развития личности. Основная структура этого "шага" соответствует общей

структуре и психологическому строению интеллектуальной деятельности,

которая включает в себя: 1) анализ ситуации

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»