Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Большие игры

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18 | Документ 19 | Документ 20 | Документ 21 | Документ 22 | Документ 23 | Документ 24 | Документ 25 | Документ 26 | Документ 27 | Документ 28

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Организационно-деятельностные игры (ОДИ).

Организационно-деятельностные игры как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыслидеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управле-ния.

В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оп-тимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организацион-ных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную сме-ну различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе са-мой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Процедуры игр синхронизируют и координируют творческую мыследеятельность большой груп-пы специалистов, являющихся ее участниками и заинтересованных в решении проблемы. Таким обра-зом во время игры возникает своеобразный временный научно-исследовательский коллектив, точнее временная творческая система (ТС), общий интеллектуальный потенциал которой значительно превос-ходит потенциал любого отдельно взятого специалиста. В целом творческий потенциал построенной таким образом ТС зависит и от квалификации участников, и от сочетания их состава по специально-стям (специалисты разных профилей работают как сокооперанты), и от профессионализма игропракти-ков, организующих и активизирующих коллективную работу.

Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов, сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области методологии, т.е. в проблемной организации поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.

ОДИ представляет собой, как уже отмечалось, поисковую деятельность. Многослойность этой деятельности предполагает разработку ряда относительно самостоятельных подпрограмм, реализуемых целостным образом, интегративно в ходе проведения игры.

Выделим следующие ведущие программы:

1. Подпрограмма работы руководителей игры (включает деятельность координаторов (ведущих), работу игропрактиков в группах, на пленарных заседаниях и во время рекреационных пауз).

2. Подпрограмма оперативного управления игрой (включает составление оргпроекта, планирова-ние временных норм каждого игрового действия, осуществление воздействия на команды и отдельных игроков с помощью социально-психологических методов управления).

3. Подпрограмма организации коллективной мыследеятельности участников игры (включает предварительную разработку (отбор) средств и приемов сплочения группы, создания атмосферы, спо-собствующей продуктивному протеканию творческой деятельности, методов стимулирования творче-ского процесса).

4. Подпрограмма релаксации (включает в себя отбор средств и форм компенсации энергетических затрат, снятия утомления и нервно-психического напряжения, формирования мажорного, приподнято-го настроения).

5. Подпрограмма решения проблемы (она включает в себя предварительный анализ проблемы, путей ее решения, проектирования различных вариантов развертки проблемы во время игры, выдвиже-ние альтернативных вариантов решения, выбор оптимального решения).

Выделение подпрограммы является достаточно условным. Понятно, что в рамках игры, являю-щейся многофункциональным коллективным действием одновременно осуществляется многоцелевая деятельность: идет поиск решения проблем, осуществляется интенсивное обучение, проводится кор-рекция психического состояния участников игры, ведется консультирование, осуществляется внедрен-ческая деятельность, идет развитие творческих способностей участников, коррекция их установок и т.д.

Игра строится на широком проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены те-мой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются в условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому типу игры. Задача игропрактиков - расширение и поддержание максималь-но богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия темы и решения встающих проблем). Существование зоны неопределенности с позиций концепции интегральной инди-видуальности (В.С. Мерлин, 1986), является одной из важнейших объективных предпосылок осуществ-ления творческого процесса, формирования индивидуального стиля деятельности.

Пониманию сущности ОДИ, как нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1986, 1990). Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в проти-воречии как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация уча-стников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенст-вовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилизации.

Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто 'игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью.

Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также со-вершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетент-ности.

Итак, ОДИ - это способ (технология) решения проблемы и одновременно, социальная техноло-гия. Определить место ОДИ в социальных процессах можно следующим образом:

- игра может служить стартовым устройством для запуска различного рода социальных механиз-мов (создание команды, коллектива и т.д.);

- игра может служить вехой, ориентиром в ходе некоторого социального процесса, подводить его итоги, намечать перспективы;

- игра может задавать упорядоченные серии других активных методов,

сопровождающих реальную деятельность и нацеленных на комплексную детальную проработку сложной проблемы на разных этапах ее решения.

Отметим, что, кроме упомянутых уже концепций интегральной индивидуальности и рефлексив-ной психологии, ОДИ как педагогический феномен реализует интегративным образом концепции сис-темного подхода как методологии анализа и решения проблем, концепцию взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, социально-психологического тренинга, деятельностного под-хода как основы личностной перестройки играющих, детерминации развития человека внешними и внутренними факторами и др.

Для достижения игровых целей в ОДИ делают чередование организационных форм деятельности: коллективных, групповых и др.

Приведем характеристики основных форм деятельности:

Общеколлективная деятельность. Это пленарные заседания, большие рекреационные паузы.

Пленарные заседания, в которых принимают участие все играющие, преследуют такие цели: а) обмен информацией между командами; б) координация конструктивной 'поисковой работы; в) отсле-живание основных этапов движения к общей цели; г) стимулирование творческого процесса путем со-поставления степени продвинутости команд (обострения конфронтации); д) синтезирование идей и решений; е) коллективную рефлексию этапов и общих итогов игры и др.

Пленарное заседание проводится чаще всего методом дискуссии: одна из команд выступает в ка-честве докладчика, а все остальные в роли конструктивной оппозиции. Следует отметить, что пленар-ное заседание - наиболее энергоемкая и наименее продуктивная форма коллективной деятельности.

Групповая деятельность (работа в микрогруппах (МГ)). Это основная форма работы в ОДИ. Мик-рогруппы имеют постоянный состав (оптимально 7-12 человек). МГ комплектуются в зависимости от целей игры, на основе самоопределения, по формальным признакам или случайным образом. Отнюдь необязательно (даже нежелательно), чтобы это была уже сыгранная команда. Наличие устойчивых межличностных доигровых отношений снижает творческий потенциал команды. Человек, вынужден-ный тесно сотрудничать с незнакомыми людьми и в нестандартной обстановке, уже одним этим об-стоятельством освобождается от многих стереотипов, актуализирует свой творческий потенциал.

В группе усилиями руководителя-игротехника создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного достоинства каждого ее члена. В МГ принимаются специальные законы внутригруппового взаимодействия.

МГ - это основная форма групповой работы в ходе ОДИ, и в этом качестве выступает главным носителем творческого процесса, является тем реактором, в котором генерируются идеи и проекты, т.е. выполняют роль опорного элемента в конструкции игры.

Временные группы смешанного состава ("коктель"-группы - КГ). Комплек-туются на определенных этапах игры по принципу делегирования в каждую КГ

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»