Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Большие игры

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18 | Документ 19 | Документ 20 | Документ 21 | Документ 22 | Документ 23 | Документ 24 | Документ 25 | Документ 26 | Документ 27 | Документ 28

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР

Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения дело-

вых игр, следует выделить три основных направления: 1) исследова-

ния в области экономики, управления и т.д.; 2) обуч&ние, подготовка

и переподготовка руководящих кадров; 3) профотбор, аттестация

кадров.

Деловая игра как метод исследования в общественных' науках

В целом имитационные, и деловые игры в частности, возникли

как новый метод исследования в экономических, социальных и общест-

венных науках. С помощью игры стало возможным воспроизведение со-

циальной и экономической деятельности в лабораторных условиях.

Данный метод позволяет специалистам синтезировать объект с заданны-

ми свойствами. Таким образом, само создание деловой игры, в основу

которой кладутся гипотезы и представления автора о существенных

элементах и механизмах исследуемой системы, выступает как способ

проверки этих гипотез. С д^гой стороны, исследователь может ак-

тивно вмешиваться в изучаемый процесс, вводить новые переменные в

игру, повторно проводить исследование, сравнивать результаты про-

игрываний и т.п. Сравнение результатов проигрываний и соответст-

вующих показателей в реальной системе (например, экономической)

позволяет увидеть новые грани моделируемой системы, найти пути ее

совершенствования. На основе анализа результатов проведения игры

также федулируется заказ на разработку научных гипотез.Часто дело-

вые игры рассматривают как аналог естественнонаучного эксперимента

в экономических, социальных науках. Однако надо признать, что

деловые игры в таком случае являются экспериментом очень странным.

Что же это за эксперимент, если его центральных условием является

специальное инструктирование участников о правилах поведения в иг-

ровой ситуации (иными словами,формируется особый режим деятель-

ности участников) и принятие участниками этих правил. С другой

стороны, в настоящее время становится понятным, что эксперимент

в его традиционном, естественнонаучаом варианте невозможен

в социальных науках, т.к. объектом а гуманитарных и социальных

науках является в конечном счете наделенный сознанием субъект.

Поэтому экспериментатор самим фактом своего исследования вносит

возмущение в "объект" исследования, меяеду так называемым "объек-

том" исследования и экспериментатором возникают отношения

принципиально иного толка, чем в естественных науках:

это симметричные отношения общения, взаимодействия, взаимовлияния

""^ 13

субъектов и т.п. Деловая игра как метод исследования выходит за

рамки естественнонаучной парадигмы исследования и объективно

воплощает ту новую методологию, которая нарождается в гуманитарных

и социальных науках. Другой вопрос, насколько удается авторам

эту методологию осознать и использовать. Центральной темой деловых

игр является общение в самых разных плоскостях, которое и позво-

ляет получить такие действительно новые нетривиальные результаты

в игре, которые не были предусмотрены заранее ее авторами^ Как ука-

зывает М.М.Крюков, "самые глубокие уровни содержания раскрываются

в результате общения игроков и организатора игры. В таком общении

решающее значение имеет их мировоззрение и житейский опыт. Правила

же выполняют роль своеобразного языка. Проникнуть в суть "предла-

гаемых обстоятельств", выразить на этом языке свою точку зрения -

значит преодолеть правило" С 7.с .201].

Деловая игра как метод обучения

Разработка метода деловых игр в значительной степени связана

с теми практическими задачам'и, которые встали в области обучения,

в частности подготовки и переподготовки руководящих кадров. Перед

специалистами встала задача поиска таких методов обучения, которые

бы давала возможность обучить практической деятельности еще до того,

как наступила реальная ситуация и началась реальная деятельность, на^-

чить такйпу опыту,который нельзя пэредать словами. Именно недостаточ-

14

носгь таких традиционных "вербальных" методов обучения, как лек-

ции, семинарские занятия, вынуждала исследователей искать новые

способы и пути передачи знания, информации, опыта. Имитационные

или деловые игры, воспроизводящие реальные условия практической

деятельности, стали одним из таких новых методов обучекля. Деловые

игры направлены на обучение технике принятия решения, умениям на

практике применять теоретические знания, полученные в других кур-

сах, с другой стороны, учащиеся убеждаются в необходимости теоре-

тической полготовки для практической деятельности, а также получа-

ют представления о той или иной реальности, проблемах, усваивают

необходимые понятия и теории, обучаются выполнению ролей, приобре-

тают навыки общения, взаимодействия с людьми и т.п. Игра, в отли-

чие от традиционных методов обучения, дает прежде всего развиваю-

щий эффект, который зачастую превалирует над обучающим; происходит

не только обучение, но оказывается воздействие в целом на личность

участников, происходит изменение их установок. В результате участия

в деловых играх отмечается общее повышения мотивации к изучению

предмета, активация интереса к курсу, воображения, творческого по-

иска, экспериментирования и т.п. С другой стороны, сам процесс ус-

воения знаний в игре носит естественный и непроизвольный характер.

На начальных стадиях развития метода были предприняты попытки

использования бихевиористской концепции обучения для объяснения

эффектов деловой игры, преимущественно использовались работы

Е.Хилгарда, отражающие главным образом торндайковские законы обу-

чения. Вскоре стала очевидной не только узость данной схемы,

но и прямое противоречие отдельных ее положений игровому опыту.

В конце 60-х гг. произошла переоритентация на работы Дд.Брунера.

Сформулированные им законы обучения больше соответствовали прак-

тике проведения деловых игр, а также обосновывали то положение,

что наилучшим способом приобрегения навыков является замещение

опыта, даваемое играми, а не лекции или иные дидактические

методы.

Возможно, что принятие игровой роли, ролевых задач обеспечи-

вает естественную мотивацию и непроизвольный характер усвоения.

Действительно, необходимость играть хорошо, а следовательно,

понять различные механизмы, организовать получение ив^ормации,

переработать ее, настолько насущна в игре, что преврачвет участ-

ника игры в "требователя". Игра стихийно пороадает необходимость

делать обобщения, теоретизировать, подготавливать необходимые

материалы.

15

Среди других факторов, обеспечивающих повышение мотивации

к обучению-создание неформальной обогановки обучения, необходи-

мость быстрых действий, возможность удовлетворения разных потреб-

ностей учащихся, преодоления предубежденности к традиционным фор-

мам обучения и т.п.

Условность игровой деятельности, отсутствие риска неудачи при-

водят к тому, что человек может себе позволить временно ослабить

действие системы установок, открывая путь ранее недоступной ему

информации (вследствие селективного действия установочных механиз-

мов). Так происходит расширение опыта и затем возможно изменение

реальных установок человека.

Однако, наряду с высокой оценкой и растущей популярностью

деловых игр, постоянно высказываются и критические замечания

в адрес данного метода. Под сомнение ставится реалистичность игры,

соответствие действий участников их поведению в реальной ситуации,

возможность переноса знаний и навыков, полученных в игре, на

реальную действительность и т.п. С другой стороны, делаются упре-

ки прямо противоположного характера. В силу излишней реалистичнос-

ти, по мнению некоторых авторов, исключается возможность критичес-

кого отношения, нововведений, экспериментирования и т.п. Не из-

бежал критики и усиленно развиваемый всеми без исключения специа-

листами в области игр тезис о естественной мотивации к обучению,

возникающей в играх, их эмоциональной насыщенности. Высказывается

опасение, что на самом деле обучающий эффект очень низок, игры

выступают скорее как развлечение -"развлекают, не обучая".

Анализируя изложенный материал, прежде всвги следует отметить

очевидную фрагментарность высказываемых суждений об игре как

методе обучения, их подчас эмпирический характер. Одна из причин

связана

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»