←предыдущая следующая→
1 2 3
Савин С.В. Томск, Хобби-центр. 1993
Педагогическая программа
"И все-таки игра"
Введение
Философское понятие игры
Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов.
...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
Ни одно из приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, Бога... Игру - нельзя.
Но хочется того или нет, признавая игру, признают и дух. Ибо какова бы ни была ее сущность, игра не есть нечто материальное. С точки зрения детерминированного мыслимого мира, мира сплошного взаимодействия сил, игра есть, в самом полном смысле слова, излишество. Только с вмешательством духа, снимающего эту всеобщую детерминированность, наличие игры делается возможным, мыслимым, постижимым. Бытие игры всякий раз подтверждает, причем в самом высшем смысле, супралогический характер нашего положения во вселенной. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть понятие внеразумное.
Почему все таки игра
Игра - основная форма активности ребенка. Превращение в подростка многим не приносит изменения места и роли в семье и обществе. Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрослой" жизни с ее материальными и семейными заботами, вынужденным конформизмом. Одновременно подросток должен сам идти на конформизм, жить в условиях подчиненности родителям, педагогам и другим взрослым. С другой стороны, по биоантропологическим и психологическим параметрам это возраст большой активности, ищущий формы и пути разрядки. В конечном счете, оказывается, что игра, как и в детстве, остается ведущей формой жизнедеятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки жизни реальной. Только игра эта становится другой. Уходит игра как вид деятельности, но сохраняется игровой тип поведения и сознания. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток примеря-2ет на себя отношения, риск и борьбу реальной жизни. В силу своего неумения, неподготовленности и часто малой активности, подросток не в состоянии войти во "взрослый" мир. Тогда он как бы решает про себя: "Я все равно буду поступать как взрослый, или хотя бы поиграю во взрослого". И перенимает то, что проще и доступнее, то есть внешние формы взрослости (курение, алкоголь, одежда). Поскольку подросток исключен из общечеловеческой культуры - появляется контркультура, где все символы меняются на обратные. Эпатируется то, что запрещено обществом - наркотики, асоциальное поведение, неряшливая или подчеркнуто специфическая одежда. Появляется желание объединиться с себе подобными в некий альтернативный коллектив, где можно среди своих сверстников найти убежище от недовольства, нотаций, угроз взрослых.
В подростковой субкультуре соседствует радикализм и инфантильность, желание разрешить вечные вопросы бытия и затаенная мечта о вечной игре. Инстинктивная уверенность в своем праве на игру, тогда как заботы и ответственность предоставлена другим.
Из всего вышеизложенного вывод напрашивается сам собой: если подросток хочет играть сознательно или подсознательно - так дадим ему Игру. В нашем прикладном смысле это будет "Ролевая Игра". Зачем подростку тянуться во взрослый мир, когда он в мифическом смоделированном мире сможет опробовать, проиграть то что ему хочется из отношений взрослого мира. Он хочет быть взрослым - пожалуйста, пусть будет королем и несет ответственность за свой народ. Хочет отвечать только за себя - тоже пожалуйста, любые желания и фантазии могут реализоваться.
Что ролевая игра дает детям
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. -3 Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Что же такое ролевая игра
Это синтез: спорта, боевых искусств, театра, самостоятельного творчества, литературы, технического мастерства - поданный в ненавязчивой занимательной форме.
Основой ролевой игры является моделирование вымышленного мира опирающегося не на реальные исторические и физические законы и факты, а на описания художественной литературы в основном фантастической и исторической.
Классификация ролевых игр
По территориально прикладному признаку:
1. Активные - проходящие на большой территории;
2. Кабинетные;
3. Настольные.
По методу создания:
1. Базовые - Основа - настрой на идею литературного первоисточника. Берутся только базовые факты, законы и условия существования литературного мира. Проверяются ситуации которые могут возникнуть при изменении этих условий.
2. Условные - Все условия и законы существования нового мира
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|