Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Большие игры

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18 | Документ 19 | Документ 20 | Документ 21 | Документ 22 | Документ 23 | Документ 24 | Документ 25 | Документ 26 | Документ 27 | Документ 28



Скачать реферат


ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОПШ

Конкрегные психологические рабогы в обласги имигациоиных игр

ведутся в нескольких направлениях. Прежде всего имигационная игра

выступила как мегод исследования психологических законоыерносгей.

Другой круг рабог связан с подходом к деловой игре вак объекгу

исследования. И, наконец, в рамках психологической градиции раз-

сабагываюгся имигационные игры ддя решения практических задач пси-

хогерапии и диагносгики.

Деловая игра как мегод исследования в психологии

Традиционный лабораторный эксперимент, в свое время сыгравший

решающую роль в возникновении психологической науки, в последнее

время все менее удовлегворяег психологов. Недовольсгво прежде

всего вызывает искуссгвенносгь, оторванносгь лаборагорного экспе-

римента от реальной жизни, невозможность исследовать человека це-

лостно во всем многообразии и единстве его проявлений. В связи с

этим помыслы психологов самых разных направлений и ориентаций об-

ращаются к поиску максимально приближенных к жизни ситуаций иссле-

дования психологических явлений.

Чтобы оценить возможности деловых игр в качестве метода

психологического исследсвания, следует обратить внимание на следую-

щие их особенности.

1. Ддя психологического исследования оказывается крайне важна>

тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится

некая экономическая или политическая ситуация и деятельность чело-

века в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс

деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации,

что позволяет исследовать человека в условиях, максимально при-

ближенных к жизненным. Как отмечают советские специалисты в об-

ласти деловых игр, "... самое главное в играх... то, что они яв-

ляются специфической деятельностью, условной практикой в изменев-

ных по сравнению с реальной действительностью условиях... Конструи-

рование такой искусственной игры - это прежде всего конструирова-

ние специфической человеческой деятельности, как правило, коллек-

тивной деятельности..."[5, с. ТД. Трудно переоценить значение

этого факта - ведь исследования на уровне деятельности (а не

действий или операций) трудно осуществимы именно из-за неадекват-

ности традиционных лабораторных экспериментов этой задаче..

19

Целостное воспроизведение гого или иного вида конкретной практи-

ческой деятельности в ее существенных компонентах позволяет сде-

лать последнюю предметом психологического анализа и изучения.

2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие лич-

ностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выра-

женность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким

эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной ме-

тоду деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоцио-

нальная насыщенность, эмоциональная напряденность, указывается

на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому

предмету.

'Лмитационные игры оказываются значимыми для их участников

олагодаря близости имитируемых ситуаций реальным и значимости

самих моделируемых проблем. Так, деловая игра позволяет позна-

комиться со своей будущей профессиональной деятельностью, рабо-

той, исследовать имитируемую реальность, проверить себя, свои

возможности в практической деятельности, продемонстрировать свои

достижения в престижной области и др.

Но не только возможностью реализовать значимые мотивы объяс-

няется глубокая личностная вовлеченность участников в игру. Не-

обходимо рассмотреть особую позицию игроков в отношении имитируе-

мых процессов. Это деятельная позиция, когда участник должен

реально подействовать в предлагаемых обстоятельствах, сделать вы-

бор и реализовать его в своем поведении. Состояние имитируемяЧ

системы,положение ее различных элементов выступает как непосред-

ственное следствие, результат самостоятельных действий участников.

Ряд других особенностей игры, таких как моделирование наиболее

существенных связей и отношений системы, сокращение временных и

пространственных интервалов, наличие достаточно строгой системы

правил, объективация многих моментов принятия решений, позволяют

сразу и довольно однозначно оценить объективные результаты своих

действий в игре. Эти условия игровой деятельности и вызывают такие

яркие, подчас неожиданные переживания у участников по поводу тех

или иных игровых событий, описание которых можно найти в литера-

туре.

3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях ог-

носигельной неопределенности в отношении того решения, которое

должно быть пряняго. В разных играх эта неопределенность задает-

ся по-разному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор

из имею^яхея альт арна ГИБ решения. В "свободных" имитациях, более

полно приближенных к условиям реальной действительности к воспро-

изводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы

и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях

участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной

игре, в других-ситуации, возникающие в игре, предоставляют игро-

кам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и

использовать для ее достижения те средства, которые 'ли продоставля-

юг правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций,

предстоит решать в каждом конкретном случае специально.

Часто игры воспроизводят конфликтные ситуации и тогда выбор

того или иного решения приобретает более драматичный характер.

Содержание конфликтов может быть самое разное и различны псгхоло-

гические последствия от вовлечения участников в те или иные конф-

ликтные условия. В связи с исследованием личности особое значение

приобретают конфликты кожду интересами различных элементов систе-

мы, когда игроку предоставляется возможность выбора одной из линий

поведения. В другом случае участники заранее ставятся в неравные

условия, порождающие объективно ков^иктную сигуации, им не пре-

доставляется возможность выбора.

При использовании деловой игры в качестве модели для иссле-

дования целостной деятельности и особенно в связи с изучением ее

личностной регуляции встает вопрос о соотношении игровой и реаль-

ной деятельности. При решении данной проблемы необходимо учитывать

следующие существенные моменты.

Близость имитируемых ситуаций с реальными, их значимость для

участников вызывают невольную идентификацию с исполняемой ролг.п,

как бы отождествление "игрового мира" и "реальной жизни". Поэтому

психологи часто указывают на реальность переживаний в ходе игры:

"...несмотря на условность игровой ситуацкп, чувства, которые

испытывает в ней играющий, являются подлинными, реальными. Ре-

альными являются и желания, замыслы, которые в ней разыгрываются,

реальны и вопросы,которые решаются при условии, что они значимы

для играющего" С 2,c.l9




Copyright © 2005—2007 «Mark5»