ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОПШ
Конкрегные психологические рабогы в обласги имигациоиных игр
ведутся в нескольких направлениях. Прежде всего имигационная игра
выступила как мегод исследования психологических законоыерносгей.
Другой круг рабог связан с подходом к деловой игре вак объекгу
исследования. И, наконец, в рамках психологической градиции раз-
сабагываюгся имигационные игры ддя решения практических задач пси-
хогерапии и диагносгики.
Деловая игра как мегод исследования в психологии
Традиционный лабораторный эксперимент, в свое время сыгравший
решающую роль в возникновении психологической науки, в последнее
время все менее удовлегворяег психологов. Недовольсгво прежде
всего вызывает искуссгвенносгь, оторванносгь лаборагорного экспе-
римента от реальной жизни, невозможность исследовать человека це-
лостно во всем многообразии и единстве его проявлений. В связи с
этим помыслы психологов самых разных направлений и ориентаций об-
ращаются к поиску максимально приближенных к жизни ситуаций иссле-
дования психологических явлений.
Чтобы оценить возможности деловых игр в качестве метода
психологического исследсвания, следует обратить внимание на следую-
щие их особенности.
1. Ддя психологического исследования оказывается крайне важна>
тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится
некая экономическая или политическая ситуация и деятельность чело-
века в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс
деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации,
что позволяет исследовать человека в условиях, максимально при-
ближенных к жизненным. Как отмечают советские специалисты в об-
ласти деловых игр, "... самое главное в играх... то, что они яв-
ляются специфической деятельностью, условной практикой в изменев-
ных по сравнению с реальной действительностью условиях... Конструи-
рование такой искусственной игры - это прежде всего конструирова-
ние специфической человеческой деятельности, как правило, коллек-
тивной деятельности..."[5, с. ТД. Трудно переоценить значение
этого факта - ведь исследования на уровне деятельности (а не
действий или операций) трудно осуществимы именно из-за неадекват-
ности традиционных лабораторных экспериментов этой задаче..
19
Целостное воспроизведение гого или иного вида конкретной практи-
ческой деятельности в ее существенных компонентах позволяет сде-
лать последнюю предметом психологического анализа и изучения.
2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие лич-
ностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выра-
женность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким
эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной ме-
тоду деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоцио-
нальная насыщенность, эмоциональная напряденность, указывается
на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому
предмету.
'Лмитационные игры оказываются значимыми для их участников
олагодаря близости имитируемых ситуаций реальным и значимости
самих моделируемых проблем. Так, деловая игра позволяет позна-
комиться со своей будущей профессиональной деятельностью, рабо-
той, исследовать имитируемую реальность, проверить себя, свои
возможности в практической деятельности, продемонстрировать свои
достижения в престижной области и др.
Но не только возможностью реализовать значимые мотивы объяс-
няется глубокая личностная вовлеченность участников в игру. Не-
обходимо рассмотреть особую позицию игроков в отношении имитируе-
мых процессов. Это деятельная позиция, когда участник должен
реально подействовать в предлагаемых обстоятельствах, сделать вы-
бор и реализовать его в своем поведении. Состояние имитируемяЧ
системы,положение ее различных элементов выступает как непосред-
ственное следствие, результат самостоятельных действий участников.
Ряд других особенностей игры, таких как моделирование наиболее
существенных связей и отношений системы, сокращение временных и
пространственных интервалов, наличие достаточно строгой системы
правил, объективация многих моментов принятия решений, позволяют
сразу и довольно однозначно оценить объективные результаты своих
действий в игре. Эти условия игровой деятельности и вызывают такие
яркие, подчас неожиданные переживания у участников по поводу тех
или иных игровых событий, описание которых можно найти в литера-
туре.
3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях ог-
носигельной неопределенности в отношении того решения, которое
должно быть пряняго. В разных играх эта неопределенность задает-
ся по-разному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор
из имею^яхея альт арна ГИБ решения. В "свободных" имитациях, более
полно приближенных к условиям реальной действительности к воспро-
изводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы
и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях
участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной
игре, в других-ситуации, возникающие в игре, предоставляют игро-
кам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и
использовать для ее достижения те средства, которые 'ли продоставля-
юг правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций,
предстоит решать в каждом конкретном случае специально.
Часто игры воспроизводят конфликтные ситуации и тогда выбор
того или иного решения приобретает более драматичный характер.
Содержание конфликтов может быть самое разное и различны псгхоло-
гические последствия от вовлечения участников в те или иные конф-
ликтные условия. В связи с исследованием личности особое значение
приобретают конфликты кожду интересами различных элементов систе-
мы, когда игроку предоставляется возможность выбора одной из линий
поведения. В другом случае участники заранее ставятся в неравные
условия, порождающие объективно ков^иктную сигуации, им не пре-
доставляется возможность выбора.
При использовании деловой игры в качестве модели для иссле-
дования целостной деятельности и особенно в связи с изучением ее
личностной регуляции встает вопрос о соотношении игровой и реаль-
ной деятельности. При решении данной проблемы необходимо учитывать
следующие существенные моменты.
Близость имитируемых ситуаций с реальными, их значимость для
участников вызывают невольную идентификацию с исполняемой ролг.п,
как бы отождествление "игрового мира" и "реальной жизни". Поэтому
психологи часто указывают на реальность переживаний в ходе игры:
"...несмотря на условность игровой ситуацкп, чувства, которые
испытывает в ней играющий, являются подлинными, реальными. Ре-
альными являются и желания, замыслы, которые в ней разыгрываются,
реальны и вопросы,которые решаются при условии, что они значимы
для играющего" С 2,c.l9
|
|