←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущ-
ности ДИ и методике ее конструирования, то нет и общеприня-
того представления о структуре игры, хотя многие структурные
элементы являются общими при разных подходах. Как правило,
авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смыс-
ла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты
у других авторов.
Представленная ниже структура игры вытекает из теорети-
ческих представлений о ДИ как форме знаково-контекотного
обучения, в котором участники осуществляют квазипрофессио-
нальнуто деятельность, т.е. такую деятельность, которая несет
в себе черты как учения, так и труда. Здесь с помощью знако-
вых средств, языка соответствующих наук моделируется предмет-
ное и социальное содержание будущей профессиональной деятель-
ности. Можно сказать, что работа учащегося в Ж - это уае не
учение, но и еще но труд, т.е. труд, но и учение.
Основой разработки деловой игры является создание ими-
тационной и игровой моделей, которые должны органически на-
кладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ
(см. рис. 2). Рассмотрим каждый элемент этой структуры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной
действительности, который можно назвать прототипом модели или
объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональ-
ной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая мо-
дель является фактически способом описания работы участников
о имитационной моделью, что задает социальный контекст про-
фессиональной деятельности специалистов.
Выбор и описание объекта имитации является одним из наи-
более важных и сложных этапов конструирования ДИ. от успешной
реализация которого зависит вся остальная работа. Объектом
имитации является определенный отрезок производственного про-
цесса, освоение которого задано общими целями подготовки спе-
циалиста данного профиля, зафиксированными в модели специа-
листа. Часто в качестве такой модели выступает квалификацион-
ная характеристика специалиста, хотя она на данный момент и
несовершенна.
Рис. 2. Структурная схема целевой игры
Ниитацнонная модель является реаультатои
анализа объекта имитации, выполненного разра-
ботчиком игры. В качестве такого объекта выбира-
ется наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности,
выполнение которого специалистами требует системного примене-
ния разнообразных умений и навыков, "заготовленных" у учащих-
ся в период обучения, предшоствующий игре, причем это приме-
нение связано с трудностями: в решение профессиональных задач
вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные инте-
ресы и свои предметы деятельности.
Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональ-
ной деятельности подходит для имитационного моделирования, а
только такое, которое достаточно сложно, содержит в себо
проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Сам пред-
мет игры должен как бы играть с игращим, как это бывает, на-
пример, с предметом спортивной игры - футбольным мячом или
теннисным мячиком.
Имитационную модель ДИ разрабатывают о использованием
113ВОСТП11Х принципов и средств моделирования, в том числе мате-
магического, экспертного оценивания, здравого смысла и прак-
тического опита. Описание модели прсдполагаот определеннув
дидактическую обработку объекта имитации - обобщение, упро-
щение ситуаций, отбор правдоподобных числових данных, сжатие
масштаба вpo^лeни и т.п. - и ввделрние того содержания, кото-
рое должно быть освоено участниками ДИ. В соответствии с од-
ним из указанных принципов оно строится как система игровых
заданий, в которых реализуется принцип проблемности и которые
разворачиваются во времени по логике производственного про-
цесса.
Имитационная модель выступает для учащихся-игроков как
предметная основа их квазипрофессиональной деятельности. Аде-
кватно описанная имитационная модель обеспечивает воссозда-
ние в ДИ контекста реальности. Нужно стремиться к тому, чтобы
связи между квазипрофессиональной деятельностью учащихся и
профессиональной деятельностью, которую она имитирует, были
достаточно реальными и понятными для игроков.
Имитационная модель получает свое воплощение в следующих
структурных компонентах ДИ: цели, предмет игры, графическая
модель взаимодействия участников, система оценивания; игровая
модель - цели, комплект ролей и функций игроков, сценарий,
правила игры.
Цели деловой ИГРЫ - один из наиболее сложных и диалекти-
чески противоречивых структурой компонентов. Как уже было
сказано, цели задаются реальные и условные, иначе говоря, пе-
дагогические (цели обучения и воспитания) и игровые. Чисто
игровые цели нужны но сами по себе, поскольку факт выигрыша
или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям,
навыкам, которыми должен овладеть будущий специалист. Они не-
обходимы дяя создания мотивации к игре, соответствующего эмо-
ционального фона, ситуации преодоления сопротивления "против-
ника". Такого рода цели опосредствованно влияют на професси-
ональный облик личности специалиста, однако по отношению к
педагогическим целям самой игры они выполняют подчиненную, .
служебную роль, роль средства достижения педагогических целей.
Игровые цели делают учебный процесс игровым по форме, учение
делают игрой.
По этим признакам задаются и другие игровые цели - не
обязательно "игрушечные", цели выигрыша. Игровые цели - это
цели, прямо не связанные с педагогическими целями. Последние
состоят в том, чтобы сформировать предметную и социальную
компетентность специалиста, его профессиональные знания, уме-
ния, навыки, способности, систему отношений к делу, другим
людям, самому себе, к обществу.
Различие между игровыми и педагогическими целями такого
рода можно показать на системе целой, задаваемых для деловой
игры "Мотодика конструирования деловой игры", которую мы раз-
работали с соавторами /3/:
Педагогические цели
дидактические
- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
- выработка системных умений по конструированию и методи-
ческому описанию игры;
- обмен опытом создания ДИ;
- совершенствование навыков принятия коллективных решений;
- развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
- порождение творческого мышления;
- выработка установки на практическое использование ДИ:
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия
с людьми;
- преодоление психологического барьера по отноше-
нию к формам и методам активного обучения.
Игровые цели
- разработка вариантов проекта ДИ;
- демонстрация разработчикам приемов создания
игрового контекста.
Казалось бы, цель "разработка вариантов проекта ДИ" вовсе
S не является игровой целью, поскольку разработчики выполняли
^ вполне реальную деятельность по конструированию игры, поиску
наилучших ее вариантов. Однако, на самом деле, она является
игровой; ведь главной целью было овладение методикой конст-
руирования игры,- т.е. некоей способностью создавать игры, а
не разработка того или иного варианта проекта ДИ.
Игровые и педагогические цели задаются в игре конструк-
тивно, т.е. входят в структуру игры, а не выбираются участни-
ками. При этом сами участники могут и но знать, для достиже-
ния каких педагогических целей проводится игра. Это обязатель-
но должен знать педагог, ведущий игру, чтобы тем или иным
образом, чаще всего косвенным, влиять на ход игры, способст-
вовать достижению этих цолей. Участник игры должен концентри-
ровать активность на предмете своей деятельности: выполнять
конкретные действия по анализу имитационной модели, разбору
ситуации, поиску информации, заполнению требуемой документа-
ции, выполнению преобразований и т.п.
По своему типу - это привычные для обучающихся учебные
действия, направленные на достижение учебных целей. Это уже
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|