А. А. Тюков
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ
И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Решаются проблемы профиссионального обучения и общего со-
циального развития взрослых людей, путем
таких средств и мотодов, кото-
рые обеспечивают развитие личности и формируют у
человека способности исследовательского и творчески-
преобразующего отношения к окружающей действитель-
ности.
/1:1я нсихо.чого-нсдагошчсскон теории и
д:1я нс^^агогнчгскои нре^ктнки :)т> ^достаточно сложное
де:1о, носколы^у в ионседнепнои реальности нроянлоние
исследовательского и творческого отношения к денстви-
тельности встречается крайне редко н, как правило,
не сформировано у взрослых людей. На наш взгляд, это
мо^кот быть объяснено двумя причинами.
Во-первых, существующая сейчас система обучения
со своими основными дидактическими принципами не
ориентирована на управление развитием личности чело-
века в процессе обучения, не обеспечивает формпрова-
пия научно-теоретического мышления н, глаштое, не
формирует самой способности учиться. Современное пре-
подавание, как справедливо замечает В. В. Давыдов f3J,
осуществляется через наглядный показ образцов дей-
ствий и их усвоение учащимися путем прямого подра-
жания. 18]. Такое образование и обу-
чение, начинающееся в начальной школе и продолжаю-
щееся в старших классах, в институте и на всем пути
дальнейшего образования человека, создает прочные и
с трудом перестраиваемые репродуктивные и утилитар-
но-эмпирические формы деятельности и мышления.
Во-вторых, имеется определенное объективное про-
тиворечие между требованиями реализации профессио-
нальных функций и усвоенными ориентировками в про-
изводственной деятельности человека, с одной стороны,.
и установками на творческое и революционно-преобра-
зующее отношение человека к существующему произ-
водству - с другой. Объективно необходимость выпол-
нения профессиональных функций противоречит тенден-
ции развития и совершенствования. Иначе говоря, си^
туация обучения взрослых такова, что надо обучать лю-^
дей тому, что они нс псегда хотят делать, да еще не
имеют мотивации учения. Соотпетстиснпо, проблема
обучения взрослых - :>то не только проблема прямого
формирования нового, но также проблема переучивания
и преодоления сопротивления обучению.
Таким образом, становится ясно, сколь необходима
п практически значима разработка организационных
форм образования, которые реализовывали бы принци- ''
ны дидактики развивающего обучения [3]. В то же
время виды и формы образования должны учитывать 1
специфику профессиональной деятельности и в целом
особенности жизнедеятельности взрослого человека. Ка-
кие же формы обучения и образования позволяют ре-
шат>. :!.1дач11 развивающего обучения в отношении
11:1рослых .iio^ieU?
В настоящее время за рубежом и у пас в стране
интенсивно развиваются многообразные формы и мето-.^-
ды активного _ содиально-психологиче.скогц.цо.здси.ствия,
среди которых следует обратить внимание па игровые-
формы обучения [1].
Развитие современных игровых форм обучения про-
исходило под влиянием методов обучения и социально-
психологической подготовки к профессиональной орга-
низациопно-управлепческой деятельности вообще. Преж-
де всего оно было связано с появлением в педагогике
методов ситуационпого обучения, к которым относятся:
ролевой метод, метод анализа конкретных ситуаций, ме-
тод i:i)iiTii4cci;oi'o р 11,1111 ii ^^ii^i....-- .-,
чае lie возникает мотивов игровой деятельности и игра
нспхологпчсски ие затрагивает личности участника, т. е.
можно сказать, что играющий находится в игре, по не
осуществляет игровой деятельности.
Выше мы уже высказали утверждение о том, что
обучение взрослых может быть эффективным" при реа-
лизации принципов дидактики развивающего обучения.
Это означает, что процесс образования должен быть не
столько процессом передачи предметных образцов, сколь-
1 ко процессом управления развитием личности. С пашей
.точки зрения, осуществлять процессы управлеппя раз-
-, питием позволяют формы обучения, создающие условия
ji для производства игровой деятельности. В психологиче-
'.' >Л11Л1ро11тг-пне социальные установки. Соответ-
-эм>) и ропльпож игровом процессе опи могут осуще-
"итч, припычийма- для пих приемы деятельности и
"1Д1юпынать сло.в^гд1Н1Ц11еся стереотипы мышления. Для
о -- способов деятельности' и управле-
za гг^повыми вз>?^=1модействиями.
С?1в.1емность унрапления Интуриста СССР п изобрета-
телями II конструкторами Латнииского отдолоння ВОИР
1')ылп псио.чьзоп.ша кома11Д110-п
|
|