←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
В последнее время деловые а имигационные игры находят все
более широкое применение в самых разных областях: в основном в
экономике и полигике, а также в социологии, экологии, администриро-
вании, образовании, городском планировании, истории. Имитацион-
ные игры используюгся для подготовки специалистов в соответствую-
щих областях, а также ддя речения задач исследования, прогноза,
апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитацион-
ные игры и как способ коммуникации между специалистами разных
областей, как особый язык будущего.
При описании этого метода встречаются разные термины.
Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется дело-
вой игрой ( bueineee game ), реже - управленческой ( management
game ^ или опереционной. В сфере полигики, городского планиро-
вания, как правило, используется термин "имитационная игра"
(simulation game ). Наиболее распространенным и общим, пожалуй,
на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая ими-
тация", хогя единого мнения по вопросам терминологии среди специа-
листов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с
выделением существенных характеристик этого метода. С одной сторо-
ны, имитация понимается очень широко кая замена непосредственного
экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, ма-
кетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках
широкое распространение получила машинная имитация, реализующая
фопаальную модель той или иной исследуемой системы. С другой сто-
роны, существуют собственно игровые методы, в которых участники
принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное
взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых
целей. Предполагается, что "игровая имитапия" или "имитационная
4
игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных
ситдапиях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динами-
ческую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе
деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная
модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли
административных работников или политических деятелей и разыгрыва-
ют заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуа-
цию в зависимости от содержания игры. Традиционно также' подчерки-
вание того факта, что деловые или имитационные игры являются
"серьезными" играми ддя взрослых, а не развлечением, не отдыхом
и т.п.
Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру
необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной
стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с дру-
гой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая пута-
ница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные
методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе
достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну ком-
панию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность
заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эм-
пирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретичес-
ких критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение
подобных практик и их классификацию. Существующие попытки клас-
сификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных мето-
дов как они исторически сложились в разных областях знания и
практики ) или квазитеоретический характер.
Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно
деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели
(ни в так называемых организапионно-деятельностных, ни в ролевых
играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак
достаточно формальным или конституирующим моментом метода? опреде-
ляет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для
того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психо-
логически "стоит" за понятием имитационной модели и какую роль она
играет в организации деятельности человека в игре. Представляется,
что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рас-
смотрена как заданная в специфической материальной форме ориенти-
ровочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно,
создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, орга-
визующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив
скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования
i'^Ol 5
и развития той или иной деягельносги, предогавив гу или иную под-
лежащую изучениз) обласгъ или проблему как самосгоятельно функдиови-
рутовую сисгему, разработчик может сконструировать деловую игру;
часто Д1Я того чтобы создать кыитациоаную модель, приюдитоя про-
вести серьезнув исследовательскую работу. Организованная на основе
таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет за-
дать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необ-
ходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировоч-
ной структуры воспроизводимой деятельности.
Если представлять себе игру как такуто реальность и социальное
пространство, в котором не испытывается "сопротивление" материала
при реализации замыеда и в котором поэтому все возможно, то зна-
комство с деловили 11гр&.ми должно сильно поколебать такое убеждение.
В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра пред-
ставляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше
структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит
особую ситуацию не столько всевозможности, сколько столкновения
о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта
ситуация даже "жестче", чем реальная жизнь, ведь в так называемой
реальной жизви часто можно уйти от решения той или иной проблемы,
реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же об-
мануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).
Если сравнять такта образом очертенвую ситуацию деловой игры
с той ситуацией, с которой человек сталкивается в ролевой игре, то
можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием ими-
тационной модели в последней, а значит, не предполагающей внешней
материализованной (в виде системы игровых правил) экспликации ори-
ентировочной структуры и организации деятельности. В ролевой игре
человек сталкизается о неопределенной ситуацией, когда при отсут-
ствии естественного стихийного "органазыа", в котором существует
реальны деятельность, необходимо эту доягельность воспроизводить.
Дня того, чтобы реиить подобную задачу, агравщйй-исполнителъ той
или иной роли должен привнести в "пустую" ситуацию содержание ре-
альной деятельности. Такое привнесение,конечно, возможно только на
основе глубокого знания воспроизводимой деятельности, социальных
ролей, разыгрываемой проблемы и умения осознать, отрефлексировать
данную деятельность и ту ситуацию, в которой она осуэдествляется.
По существу, участнику предлагается проделать работу по реконструк-
ции cacioMs огиенгиров, на которые он опирается а ходе реальной
деян-ельностя. Зти УСЛОЕКЯ повторяют ту задачу, которую разаот
акгер, пыгаясь ниаолн^гь на сцйпе (т.е. без -сгествеппого оправда-
ния) то или иное дейсгвие. К не случайно в ходо ролеинх игр часто
всгречаюгся похожие на описанные К.С.Сгангслайскиы грудкосги и фе-
номены: действие, которое кау.е"ся гакям легких и прости?^ п реаль-
ной жизни, невозможно выполнить на сцене. Причина понягна: чем дей-
ствие "легче", т.е. более автоыагизироаанно аыполняетсл. тем меньше
мы осознаем процесс его выполнения и те ориенгири. нэ которые опи-
раемся при его реализации. Понятны и другие отмечаемые в литературе
факты: ролевая игра не эффективна, просто "не идет", парерожд-зегоя
в дискуссию, если участники не знакомы непосредственное воспроиз-
водимой деятельностью. Так, при организацки переговорянх кгр сту-
денгы не могут наладить естественные переговоры, а начина-;? как бы
излагать теоретический материал по проблеме, превращая "переговорн*
в теоретическую дискуссию.
Вышеизложенное позволяет объяснить еще один любопытный факт:
будто бы случайное различие в областях применения деловых и роле-
вых игр. Его объясняют тем, что деловые игры предложены экономис-
тами и военными, поэтому
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|