Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Большие игры

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18 | Документ 19 | Документ 20 | Документ 21 | Документ 22 | Документ 23 | Документ 24 | Документ 25 | Документ 26 | Документ 27 | Документ 28

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


В последнее время деловые а имигационные игры находят все

более широкое применение в самых разных областях: в основном в

экономике и полигике, а также в социологии, экологии, администриро-

вании, образовании, городском планировании, истории. Имитацион-

ные игры используюгся для подготовки специалистов в соответствую-

щих областях, а также ддя речения задач исследования, прогноза,

апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитацион-

ные игры и как способ коммуникации между специалистами разных

областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины.

Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется дело-

вой игрой ( bueineee game ), реже - управленческой ( management

game ^ или опереционной. В сфере полигики, городского планиро-

вания, как правило, используется термин "имитационная игра"

(simulation game ). Наиболее распространенным и общим, пожалуй,

на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая ими-

тация", хогя единого мнения по вопросам терминологии среди специа-

листов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с

выделением существенных характеристик этого метода. С одной сторо-

ны, имитация понимается очень широко кая замена непосредственного

экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, ма-

кетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках

широкое распространение получила машинная имитация, реализующая

фопаальную модель той или иной исследуемой системы. С другой сто-

роны, существуют собственно игровые методы, в которых участники

принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное

взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых

целей. Предполагается, что "игровая имитапия" или "имитационная

4

игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных

ситдапиях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динами-

ческую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе

деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная

модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли

административных работников или политических деятелей и разыгрыва-

ют заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуа-

цию в зависимости от содержания игры. Традиционно также' подчерки-

вание того факта, что деловые или имитационные игры являются

"серьезными" играми ддя взрослых, а не развлечением, не отдыхом

и т.п.

Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру

необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной

стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с дру-

гой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая пута-

ница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные

методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе

достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну ком-

панию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность

заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эм-

пирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретичес-

ких критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение

подобных практик и их классификацию. Существующие попытки клас-

сификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных мето-

дов как они исторически сложились в разных областях знания и

практики ) или квазитеоретический характер.

Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно

деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели

(ни в так называемых организапионно-деятельностных, ни в ролевых

играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак

достаточно формальным или конституирующим моментом метода? опреде-

ляет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для

того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психо-

логически "стоит" за понятием имитационной модели и какую роль она

играет в организации деятельности человека в игре. Представляется,

что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рас-

смотрена как заданная в специфической материальной форме ориенти-

ровочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно,

создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, орга-

визующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив

скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования

i'^Ol 5

и развития той или иной деягельносги, предогавив гу или иную под-

лежащую изучениз) обласгъ или проблему как самосгоятельно функдиови-

рутовую сисгему, разработчик может сконструировать деловую игру;

часто Д1Я того чтобы создать кыитациоаную модель, приюдитоя про-

вести серьезнув исследовательскую работу. Организованная на основе

таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет за-

дать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необ-

ходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировоч-

ной структуры воспроизводимой деятельности.

Если представлять себе игру как такуто реальность и социальное

пространство, в котором не испытывается "сопротивление" материала

при реализации замыеда и в котором поэтому все возможно, то зна-

комство с деловили 11гр&.ми должно сильно поколебать такое убеждение.

В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра пред-

ставляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше

структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит

особую ситуацию не столько всевозможности, сколько столкновения

о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта

ситуация даже "жестче", чем реальная жизнь, ведь в так называемой

реальной жизви часто можно уйти от решения той или иной проблемы,

реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же об-

мануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).

Если сравнять такта образом очертенвую ситуацию деловой игры

с той ситуацией, с которой человек сталкивается в ролевой игре, то

можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием ими-

тационной модели в последней, а значит, не предполагающей внешней

материализованной (в виде системы игровых правил) экспликации ори-

ентировочной структуры и организации деятельности. В ролевой игре

человек сталкизается о неопределенной ситуацией, когда при отсут-

ствии естественного стихийного "органазыа", в котором существует

реальны деятельность, необходимо эту доягельность воспроизводить.

Дня того, чтобы реиить подобную задачу, агравщйй-исполнителъ той

или иной роли должен привнести в "пустую" ситуацию содержание ре-

альной деятельности. Такое привнесение,конечно, возможно только на

основе глубокого знания воспроизводимой деятельности, социальных

ролей, разыгрываемой проблемы и умения осознать, отрефлексировать

данную деятельность и ту ситуацию, в которой она осуэдествляется.

По существу, участнику предлагается проделать работу по реконструк-

ции cacioMs огиенгиров, на которые он опирается а ходе реальной

деян-ельностя. Зти УСЛОЕКЯ повторяют ту задачу, которую разаот

акгер, пыгаясь ниаолн^гь на сцйпе (т.е. без -сгествеппого оправда-

ния) то или иное дейсгвие. К не случайно в ходо ролеинх игр часто

всгречаюгся похожие на описанные К.С.Сгангслайскиы грудкосги и фе-

номены: действие, которое кау.е"ся гакям легких и прости?^ п реаль-

ной жизни, невозможно выполнить на сцене. Причина понягна: чем дей-

ствие "легче", т.е. более автоыагизироаанно аыполняетсл. тем меньше

мы осознаем процесс его выполнения и те ориенгири. нэ которые опи-

раемся при его реализации. Понятны и другие отмечаемые в литературе

факты: ролевая игра не эффективна, просто "не идет", парерожд-зегоя

в дискуссию, если участники не знакомы непосредственное воспроиз-

водимой деятельностью. Так, при организацки переговорянх кгр сту-

денгы не могут наладить естественные переговоры, а начина-;? как бы

излагать теоретический материал по проблеме, превращая "переговорн*

в теоретическую дискуссию.

Вышеизложенное позволяет объяснить еще один любопытный факт:

будто бы случайное различие в областях применения деловых и роле-

вых игр. Его объясняют тем, что деловые игры предложены экономис-

тами и военными, поэтому

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»