Сравнение организационных и деловых игр.
Широко распространенные в настоящее время деловые игры оказываются
неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального
обучения (см. раздел о Деловых играх). В общем виде каждая деловая игра
предполагает две основных образующих своей организации: а) модель
имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в или
, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений
участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий,
вызывающих изменения в , результаты которых определяются по модели.
Принципы построения модели и имитируемых процессов остаются
скрытыми от играющих. Исходя из имеющегося профессионального опыта, игроки
принимают решения в виде обратной связи получают результаты своих действий.
Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с
другими участниками анализировать и оценивать свои действия только по
результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной сферы
деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать
и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов
деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы
остаются скрытыми для рефлексшпюго анализа. Фактически в традиционных
деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная
ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами
деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного
сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в
таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента
на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой
деятельности. Более того, в деловых играх, как замечает Артур Л. Робертс,
возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки
раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный
момент. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение
выигрыша - ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга или
, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как
всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой
деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой
деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как
основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.
Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры, несмотря
на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти
во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих
действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они
действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной
деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта
сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования
рефлексивномыслительного и исследовательского отношения к действительной
профессиональной деятельности. Психологически это означает, что участники
начинают отходить от узкопредметных вопросов и направляют свою активность
на анализ и соорганизацию коллективной современной деятельности в
конкретных условиях игры, т.е. осуществляют собственно игровую
деятельность. Они переносят внимание с продуктов и результатов мыслительных
действий на процессы, способы и логику. Однако нигде в литературе,
посвященной деловым и имитационным играм, применяемым в обучении, не
подчеркивается эта сторона игрового процесса и метода и названный процедуры
не становятся предметом специальной организации.
|
|