Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Кабинетная система в условиях разноуровневого обучения

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ВВЕДЕНИЕ

Проблема оформления, оснащения и оборудования школьного кабинета физики всегда остается в поле зрения методистов и учителей. Несмотря на то, что в недалеком прошлом изданы методические рекомендации министерства просвещения, в которых представлены и строительные норы типового кабинета физики, и вопросы оснащения кабинетов мебелью, и вопросы оснащения кабинетов физики необходимым оборудованием и даже предлагается примерная планировка кабинета физики, время вносит свои коррективы. Вот и в настоящее время проблема внедрения новых педагогических технологий сталкивается с необходимостью некоторой корректировки взглядов на вопрос об оборудовании и оснащении кабинета физики.

С такой необходимостью сталкивается и проблема организации углубленного изучения физики на основе внутренней дифференциации. Суть этой проблемы состоит в том, что в условиях интенсификации процесса обучения кабинет физики в сегодняшнем его состоянии не удовлетворяет необходимым требованиям. В условиях сельской школы с малой наполняемостью классов необходимо создание нового типа кабинета физики, помогающего решить те задачи, которые ставятся в процессе реализации идеи разноуровневого обучения

Таким образом, объект исследования – кабинетная система обучения в России.

Предмет исследования – кабинет физики сельской школы в условиях разноуровневого обучения..

В дипломной работе рассматривается история становления кабинетной системы обучения в России с момента создания первого физического кабинета (60-70 годы восемнадцатого века) до настоящего времени, освещена эволюция взглядов методистов и учителей-новаторов на особенности оснащения, оборудования и оформления кабинета физики. При этом рассмотрены особенности оборудования кабинета физики сельской школы, вопросы оснащения рабочего места учителя физики и рабочего места ученика.

Особое внимание в работе уделено следующим вопросам:

- оборудование рабочего места учителя и ученика в кабинете физики сельской школы в условиях углубленного изучения физики на основе внутренней дифференциации;

- разработка «микролабораторий» по отдельным темам курса физики 9 класса;

- разработка спецкурса «Оборудование школьного физического кабинета» для студентов педагогического вуза.

Вопрос об оборудовании рабочего места учителя и ученика рассматривался на основании того, что кабинет физики должен помочь учителю физики в организации разноуровневого обучения. При этом учитывался тот факт, что до того момента, когда на столе учителя и ученика на уроках физики долго еще не будет стоять компьютера, но имеющиеся в настоящее время в большинстве сельских школ технические средства обучения должны вносить свою лепту в решение вышеназванной проблемы.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБОРУДОВАНИИ И ОСНАЩЕНИИ КАБИНЕТА ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

1. История становления кабинетной системы в России.

Нет необходимости подробно расписывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффектино подготавливать и проводить урок. Однако система образования в нашей стране прошла сложный период развития, прежде чем была разработана и создана данная система.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным школьным предметам. Создание кабинетной системы во многом определило успехи отечественного образования. Какой же путь прошло становление этой системы и кто стоял у истоков ее создания? Рассмотрим это на примере кабинета физики.

Первый кабинет физики в России был создан XVIII веке. Именно 60—70-х гг. этого века в России все острее стало чувствоваться отсутствие подготовлен¬ных специалистов. Было ясно, что для решения проблемы подготовки квалифицированных кадров недостаточно имевшихся учебных заведений закрытого типа, нужна широкая сеть государственных школ.

В 1881 году была создана Комиссия народных училищ, перед которой были поставлены конкретные задачи: выработать план по организации народных училищ в России; подготовить учи¬телей; составить и напечатать учебные посо¬бия; открыть народные училища в стране, и, прежде всего, в Петербурге.

21 сентября 1782 г. Комиссия представила «План к установлению народных училищ в Российской империи», согласно которому предполагалось создать в стране сеть малых, средних и главных народных училищ. Нужны были подготовленные учительские кадры, и было решено «открыть в Петербурге Учитель¬скую семинарию, чтобы иметь всегда нарочи¬тое число учителей в готовности, в коих со¬вершенный недостаток» Она была торже¬ственно открыта 13 декабря 1783 г. К препо¬даванию в Учительской семинарии были привлечены многие талантливые русские уче¬ные, в том числе В. Ф. Зуев (впоследствии академик), А. М. Теряев (в будущем профес¬сор минералогии и ботаники Педагогического института в Петербурге), И. Ф. Яковкин (в дальнейшем профессор истории, ректор Ка¬занского университета), Т. Ф. Осиповский и Г. П. Успенский (профессора Харьковского университета). Одним из первых среди них был Михаил Евсеевич Головин. В протоколах заседаний Комиссии говорилось: «...для пре¬подавания арифметики, геометрии, механики и физики назначила Комиссия... оказавшего к тому желание свое Академии наук адъюнкта Михаиле Головина с жалованием 600 руб. в год, квартирою, дровами и свечами» .

Михаил Евсеевич Головин — родной племян¬ник М. В. Ломоносова (сын его младшей сест¬ры Марии Васильевны), родился в 1756 г. в Матигорах Архангельской губернии. В 1765 г. Ломоносов взял племянника в Петербург, и тот стал учиться сначала в Академической гимназии, а затем в университете, где изучая математику под руководством знаменитого Леонарда Эйлера, став позже одним из его ближайших помощников (перевел

Рис.1

Рис. 2

на русский язык работу «Полное умозрение строения и вождения кораблей, сочиненное в пользу уча¬щихся навигации Леонардом Эйлером». В 1776 г. М. Е. Головин получил звание адъю

нк¬та Академии наук по кафедре экспериментальной физики, однако вскоре оставил Ака¬демию и посвятил себя педагогической дея¬тельности. Он стал преподавать физику в Учительской семинарии, а также в Воспитатель¬ном обществе благородных девиц (Смольный институт) и Пажеском корпусе. В 80-е гг. он активно переводил и составлял учебники для народных училищ, которые позже неод¬нократно переиздавались, и в течение 30—40 лет были основными пособиями по физи¬ко-математическим дисциплинам в русской школе.

Вслед за М.В.Ломоносовым М.Е.Головин уделял значительное внимание творческому развитию новейших дидактических идей XVIII в.: связи науки с жизнью, сознательно¬му усвоению материала, самостоятельной ра¬боте учащихся, доступности преподавания и т.д. В предисловии к своему «Краткому ру¬ководству к физике» он писал: «Учитель дол¬жен наипаче стараться, чтобы сию науку сделать для учащихся приятнее, он должен де¬лать все то, что служит к лучшему и легчай¬шему преподаваемых предметов уразуме¬нию».

М. Е. Головин был сторонником наглядного обучения. Его учебники содержали большое число таблиц, схем, рисунков.

Хорошо понимая, что «потребно читанное объяснить и утверждать опытами...», М. Е. Го¬ловин развил бурную деятельность по созда¬нию первого в России физического школьно¬го кабинета и предложил организовать такие кабинеты при всех училищах. Впервые с этой мыслью он выступил на заседании Комиссии 19 января 1784 г., представив список «орудий необходимо нужных при преподавании нас¬тавления в геометрии, механике, физике». В результате было решено создать при Учительской семинарии классы математический и физический, а для них «заготовление инстру¬ментов и машин... возложить на попечение Головина».

Необходимое оборудование для создавае¬мого физического кабинета закупалось у ча¬стных лиц, заказывалось за границей, изготав¬ливалось на месте. Так, 28 октября 1785 г. лейб-медик К. ф. Крузе сообщил, что «прода¬ется весьма изрядная електрическая машина... которая могла бы служить с пользой». После осмотра ее М. Е. Головиным она была куп¬лена за 250 руб. В июне 1788 г. были выпи¬саны из Вены для преподавания правил граж¬данской архитектуры и механики необходи¬мые чертежи, модели и машины, а 26 февраля 1789 г. по этому заказу было получено 20 ящиков, в которых находились «геометри¬ческие и архитектурные тела и разные подел¬ки механических машин». В том же году ка¬бинет пополнился подзорной трубой, компа¬сом, «математическим инструментом» и маг¬нитом. Фотографии некоторых приборов из всего перечня оборудования первого кабинета представлены в этом параграфе.

Несмотря на то что, к концу XXIII в. Комис¬сия народных училищ заметно уменьшила свою деятельность, поскольку считалось, что 8 основном стоявшие перед ней задачи вы¬полнены, она продолжала постоянно забо¬титься о наглядных пособиях по физике. 8 июля 1901 г. она разрешила П. И. Гиляровскому заказать «двум машинистам» новую электрическую машину и водяную ванну для добывания газов и для производства опытов с ними. (Заметим, что заказ был сделан в Рос¬сии. В этом нет ничего удивительного, ведь уже в 1773 г. электрическая машина была сконструирована и построена И. П. Кулибиным в мастерских Петербургской Академии наук.)

20 мая 1903 г. Учительскую

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»