3.3. Оценка эффективности коррекционной работы
Используя результаты констатирующего эксперимента и сравнивая их с результатами обучающего этапа исследования можно судить о значимости коррекционных мер проводимых в экспериментальной группе детей.
Таблица 4
Динамика изменения уровня сформированности двигательных навыков младших школьников с ДЦП (общая моторика), в баллах
Ученики Констатирующий этап
Формирующий этап
1- й 2 2
2 – й 2 2
3 – й 1 2
4 – й 1 2
5 – й 2 2
6 - й 2 3
7 – й 1 1
8 – й 2 3
9 – й 2 3
10 –й 2 2
11 – й 2 3
12 – й 2 2
В таблице 5 приведены количественные данные развития двигательных навыков детей с ДЦП.
Таблица № 5
Количественные данные развития двигательных навыков младших школьников с ДЦП (количество человек).
Уровни Число испытуемых
до обучения после обучения
1
2
3 3 (25%)
9 (75%)
- 1 (8.3%)
7 (58%)
4 (33%)
Данные показывают, что на 33 % увеличилось количество учащихся, добившихся третьего уровня, 42 % учащихся остались на втором уровне, 17 % улучшили показатели перешли с первого уровня на второй уровень и 33 % учащихся перешли со второго уровня на третий уровень и один ученик остался на первом уровне.
Таким образом, зарегистрированные показатели свидетельствуют о положительном результате занятий формирующего этапа. Проведенные уроки физкультуры и ЛФК позволили детям улучшить показатели двигательных навыков, в качественном и количественном отношении.
Таблица 6
Динамика изменения уровня сформированности двигательных навыков младших школьников с ДЦП (мелкая моторика), в баллах
Ученики Констатирующий этап
Формирующий этап
1- й 2 2
2 – й 1 2
3 – й 1 2
4 – й 2 2
5 – й 2 2
6 - й 1 2
7 – й 1 1
8 – й 2 3
9 – й 1 2
10 –й 2 2
11 – й 2 3
12 – й 2 2
Зарегистрированные изменения (см. таб. 6) показателей сформированности двигательных навыков мелкой моторики свидетельствуют об улучшении двигательной сферы детей. На это указывают следующие данные: до эксперимента низкий уровень отмечается у пяти человек, после эксперимента у одного ученика. Перешли с первого уровня на второй – четыре человека, со второго уровня на третий – два ученика, пять испытуемых остались на втором уровне.
Сравнивая полученные результаты приходим к выводу, что проведенные занятия положительно влияют на двигательную активность детей.
3.4. Анализ динамики развития двигательных навыков у детей с различными формами ДЦП
С целью выявления динамики развития двигательных навыков у младших школьников с ДЦП и эффективности предложенной методики, нами было проведено сравнение двигательных умений группы детей не обучающихся по предложенной нами методике с экспериментальной группой.
Контрольная группа состояла из двенадцати человек, возраст детей соответствовал возрасту детей экспериментальной группы. В состав группы вошли дети с различными формами ДЦП и различной степенью тяжести.
Для проведения контрольного эксперимента воспользовались упражнениями, которые предлагались экспериментальной группе для проведения констатирующего эксперимента. У этих детей проводилось обследование общей моторики, движений рук, мелкой моторики.
Данные полученные во время контрольного эксперимента вынесли в следующую таблицу.
Таблица 7
Уровень сформированности двигательных навыков младших школьников с ДЦП (контрольная группа)
Ученики Количество баллов полученных во время эксперимента (об. м.) Количество баллов полученных во время эксперимента (мел. м.)
1- й 2 2
2 – й 1 1
3 – й 2 2
4 – й 1 1
5 – й 1 1
6 - й 2 2
7 – й 1 1
8 – й 2 1
9 – й 1 1
10 –й 2 2
11 – й 2 3
12 – й 2 1
Как видно из таблицы, что у детей данной группы преобладает средний уровень развития двигательных навыков общей моторики (семь человек) и низкий уровень развития движений тонкой моторики ( семь человек). У этих детей низкая переключаемость с одного движения на другое, движения не координированы, трудно удерживать равновесие, требовалась помощь учителя.
Сравнительная характеристика двигательных нарушений у детей с ДЦП экспериментальной и контрольной группы (в баллах), показана в таблице 8.
Таблица 8
Ученики Экспериментальная группа
(об. м.) Контрольная группа
(об. м.) Экспериментальная группа
(мелкая м.) Контрольная группа
(мелкая м.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 2
2
2
2
2
3
1
3
3
2
3
3 2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
2
2 2
2
2
2
2
2
1
3
2
2
3
2 2
1
2
1
1
2
1
1
1
2
2
1
Зарегистрированные показатели свидетельствуют о эффективности предложенных упражнений. У учащихся экспериментальной группы после проведенных занятий изменились двигательные качества. Движения стали более точными, более плавными. Увеличился объем движений в парализованных конечностях, увеличился объем движений в пальцах рук.
|
|