- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
"Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники
встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах "АЗБУКИ" де-
ти сталкиваются со словами "абажур", "арбуз", "библиотека", "ко-
нура", "мавзолей", "торшер" и многими другими [13, с.22]. Число
таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чте-
нию, математике, природоведению и другими дисциплинами все больше
возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной
цифры - более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наи-
более употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми уча-
щимися начальных классов.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчиваю-
щие начальную школу, допускают ошибки в написании большого коли-
чества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Поэтому эта тема актуальна.
Одна из причин актуальности - неразработанность методики
обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядочен-
ность дидактического материала, на котором следует проводить ра-
боту над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснован-
ных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без
усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащи-
еся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее пись-
менной формой.
Поэтому для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написа-
ниями учителю необходимо использовать в своей работе различные
методы и приемы, работать над значением этих слов.
- 4 -
_МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Анализ лингвистической и методической литературы по теме.
2. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных
классов и методической работой учителя над непроверяемыми написа-
ниями.
3. Опытное обучение по определению наиболее удачных методи-
ческих приемов обучения словарным словам.
4. Статистическая обработка данных, полученных в результате
обучения непроверяемым написаниям в контрольной и эксперименталь-
ной группах с применением компьютерных программ.
_ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Познакомиться с приемами обучения непроверяемым написани-
ям.
2. Выявить основы и принципы методики формирования орфогра-
фических навыков с помощью приемов обучения непроверяемым написа-
ниям.
3. Обосновать эффективность различных приемов.
_ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ .: организация учебного процесса, направ-
ленного на усвоение учащимися начальных классов словарных слов.
_ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ .: Методические приемы формирования навы-
ков правописания словарных слов на основе развития общей орфогра-
фической зоркости.
.
- 5 -
_БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ .: Средняя школа - гимназия N 11 г.Ельца, 2
"Д" КЛАСС. Учитель - Яковлева Валентина Александровна.
_ГИПОТЕЗА .: Использование учителем в своей работе различных
приемов и методов обучения способствует эффективному усвоению
детьми слов с непроверяемыми написаниями.
|
|