Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Проблема развития внимания на уроках немецкого языка

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Содержание.

Введение

Глава 1. Внимание и его физиологические основы.

1.1 Основные свойства внимания.

1.2 Возрастные особенности внимания школьников.

1.3 Организация внимания школьника.

Глава 2. Наглядность, как основной компонент развития внимания на уроках немецкого языка.

2.1 Область применения наглядности. Виды наглядности.

2.2 Основные характеристики, присущие наглядности при обучении иностранным языкам.

2.3 Наглядность при обучении устной речи.

Глава 3. Использование технических средств для развития внимания на уроках немецкого языка.

Глава 4. Наглядность обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Введение

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимая как и других процессов. Существуют различные способы развития внимания на уроках немецкого языка.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации школьников в школе. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание в жизни человека играет определённую роль.

Изучение литературы по проблеме позволило узнать, что вопросы адоптации детей в школе и проблемы изучения и формирования внимания младших школьников достаточно тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Однако на пересечении этих двух сторон проблемы остаётся ещё очень много нерешённых вопросов. К ним относится и вопрос о зависимости уровня адоптации от уровня развития основных свойств внимания младших школьников, и от способности учителя правильно организовать внимание. Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной адоптации детей к школе.

Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

Основная гипотеза формируется нами следующим образом: система приёмов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемая учителем, способствует формированию и развитию внимания и успешной адоптации детей в школе.

Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы.

2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.

3. описать специфические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания и процессу адоптации детей в школе.

Цель нашего исследования – разработать и описать систему приёмов организации и развития внимания детей 5 – 6 классов.

В соответствии с целями и задачами исследования нами составлена программа сбора эмпирического материала. Методический блок включает в себя следующие методы: наблюдение, беседу с педагогом.

Дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объём работы - ………. страниц.

Глава 1. Внимание и его физиологические основы.

Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях является различным. Различия в восприятии внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении /1, 9, 10/. Под направленностью понимается определённый выбор /вольный или невольный/, предмет или явление среди других. Сосредоточенность – это, по мнению многих учёных, отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или к данной деятельности. /18, 28, 29, 30, 39/. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Слово «внимание», подобно слову «чувство», употреблялось в истории психологии для обозначения очень различных процессов. Внимание в своём популярном значении имеет две формы. Оно может быть пассивным и непроизвольным или же оно может быть активным и произвольным. Эти формы внимания характерны для различных стадий душевного развития; отличаются же они друг от друга только по своей сложности, как более ранняя и более поздняя форма, и показывают нам один и тот же тип сознания, но в различные периоды нашего духовного роста.

Прежде всего бывают такие случаи, когда наше внимание направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому, или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, сильные боли – все это впечатления привлекают наше внимание против нашей воли. Всё новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря на психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своём вступлении в сознании не имеет ещё с ним ассоциативных связей; оно стоит в нём уединённо, изолированно от других.

Итак, интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна – вот те факторы, которые определяют внимание. Как только они выступают в сознании, мы должны обратить на них внимание, даже если бы у нас были основания направить внимание в другую сторону.

Нужно сказать, что внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления – невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности.

С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий. Нужно отметить, что проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

В работах В. Вундта это понятие, например, было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру прошлого опыта) /29, 30/.

Также значительный вклад в развитие представлений о внимании внёс русский психолог Н. Н Ланге, разработавший теорию волевого внимания /5, 6/.

Н. Ф. Добрынин провёл ряд теоретических и экспериментальных исследований внимания. Его основная идея заключается в том, что внимание рассматривается как проявление активности личности /20/.

В своих работах Н. Ф. Добрынин выдвигает принцип значимости как «один из основных факторов, вызывающих активную психическую деятельность» /16, с. 33/. У животных имеет место биологическая значимость внешних воздействий на организм, у человека же кроме неё большую роль играет общественная и личностная значимость. Согласно этой теории, «внимание у людей возникает прежде всего тогда, когда действуют раздражители, затрагивающие интересы личности» /16, с 113/.

И. В. Страхов в своих теоретических положениях указывает на то, что «особенности внимания, поскольку оно порождено трудом, приурочены к различным видам работы, на основе которых формируются профессионально-психологические особенности внимания» /34, с.37/. Он считал, что внимание и внимательность представляют психологическую основу формирования ряда положительных качеств, таких, как, например, психологического и педагогического такта.

Б. Г. Ананьев, М. Н. Шардаков и другие отечественные психологи занимались изучением внимания в процессе обучения и воспитания детей /1, 2, 36, 41, 42/.

В отечественной психологии П. Я. Гальпериным разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»