Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ГЛАВА I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА

ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

(ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ).

Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться

к глобальным проблемам современности.

Сегодня большинство людей получают большой поток информа-

ции об этих проблемах. И эта информация, в зависимости от

своего содержания, может вызвать у людей как иллюзию легкос-

ти преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отноше-

нии будущего развития человечества.

Первые научные статьи, посвященные глобальным проблемам,

как совершенно новому явлению, стали периодически появляться

у нас в различных журналах с начала 70-х годов. И поэтому к

1993 году мы имеем следующую ситуацию.

Во-первых, интерес к глобальным проблемам как к чему-то

совершенно новому, необычному, таящему серьезную угрозу все-

му живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остро-

ту. На это повлияла информация о надвигающихся опасностях.

Она неизменно повторялась на протяжении многих лет и в конце

концов люди устали ее воспринимать.

Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление

кризисов и катаклизмов, не оправдался.

В-третьих, основные формы и методы исследований в принци-

пиальном плане были разработаны к середине 70-х годов. Это:

научные проекты, выполненные на междисциплинарной основе;

прогнозирование глобальных процессов, на базе математических

методов моделирования с использованием ЭВМ; экспертные оцен-

ки и многое другое. Данные формы и методы совершенствова-

лись, обеспечивали получение новых результатов, но эти ре-

зультаты были лишены сенсационности.

В-четвертых, для того, чтобы эффективно решать глобальные

проблемы потребовалось разделение знаний, специализация и

проведение исследований в рамках отдельных наук. И это ус-

ложнило взаимодействие как самих этих наук, так и специалис-

тов, их представляющих.

Отсюда можно сделать вывод, что первостепенность значения

глобальных проблем все больше вызывает сомнения у людей с

обыденным сознанием.

На сегодня критерии глобальности не имеют достаточной

разработки. В широком понимании к глобальным проблемам отно-

сятся все противоречия современного мира. Проблемы не только

всей планеты, но и проблемы отдельных государств и проблемы

наших предков. В узком смысле к глобальным проблемам отно-

сятся 2-3 главные, наиболее важные для настоящего и будущего

человечества. Это - опасность термоядерной войны и экологи-

ческого кризиса.

Следовательно, экологические проблемы относятся к числу

глобальных проблем, требующих немедленного решения.

Американские биологи провели оценку состояния основных

природных систем Земли по 100-бальной шкале качества, в ко-

торой начальная точка (100 баллов) - нормальное состояние, а

конечная (0 баллов) - катастрофическое. Ими были получены

следующие результаты: по почвам - 80 баллов; по воде - 40;

по воздуху городов - 35.Отечественные ученые подобными оцен-

ками не занимались и о проблемах нашей страны можно судить

только по материалам прессы, статистике отдельных регионов.

ВОДНЫЕ СИСТЕМЫ. Во всем мире отмечено истощение подземных

вод, осушение верховых болот, гибель многих рек из-за унич-

тожения лесных массивов. Так же серьезна проблема загрязне-

ния поверхностных и подземных вод. В районах Сибири реки

загрязняются из-за нефтепроводов. Ухудшилось качество воды в

Волге, Днепре, Доне и других реках. Через несколько лет при

таком отношении вода окажется непригодной для питья и поли-

вов. Ухудшается состояние вод и в закрытых водоемах (напри-

мер, озеро Байкал) из-за стоков близлежащих предприятий.

Загрязняются и моря. В Каспии загрязнение превышает норму в

10 раз, в Балтийском море - в 5 раз.

ЛЕСА. Нарастает уничтожение лесов в последние десятиле-

тия. Гибнут тропические леса. На них приходится 7% земной

поверхности, 60% существующих и 90% исчезающих видов живот-

ных. Следует отметить, что в природе существует понятие по-

тенциальной полезности. Исходя из этого исчезают (погибают)

наиболее уязвимые виды животных и растений, те которые не

могут приспособиться к изменяющимся условиям биосферы. Но

природа не терпит пустоты, и исчезнувший вид тут же заменя-

ется другим видом, более приспособленным к изменчивой среде.

Например: если вырубить кедровый бор, то на этом месте будет

расти осиновый лес. Таким же образом на нашей Земле возника-

ют новые болезни (например: СПИД), размножаются некоторые

виды животных (например: крысы).

К настоящему времени половина тропических лесов уже

уничтожена. До конца века они могут исчезнуть полностью. В

Европе и Северной Америке происходит гибель лесов от забола-

чивания. Причина - загрязнение атмосферы, вод и почв. У нас

в стране усыхает более 600 тысяч кв. га. леса. Промышлен-

ность выбрасывает в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и

окислов азота.В результате при соприкосновении с парами воды

образуются кислотные дожди и кислотные туманы (последние бо-

лее опасны). Они уничтожают все живое в водоемах, приводят к

усыханию лесов, оказывают вредное влияние на людей, живот-

ных, растительность. Наш лес значительно пострадал и от пла-

нов по лесозаготовкам. В центральной России уничтожены хвой-

ные леса, в западных регионах исчерпан резерв промышленных

лесов. Гибель вызывает координальные изменения климата, воз-

душного и водного режима, состояния почв.

ПОЧВЫ. Состояние почвенного покрова Земли также вызывает

серьезную тревогу. Если политика обработки почв не изменится

то к концу столетия мы потеряем 1/3 имеющихся сегодня зе-

мель. В нашей стране 22% всех почв подвержены эрозии.

Во многих странах нарушаются нормы выпаса скота, уничто-

жаются леса в водоохранительной зоне и лесозащитные полосы.

Это приводит к эрозии почв.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДА ОБИТАНИЯ. Быстрый рост населе-

ния Земли, урбанизация, увеличивающаяся миграция населения

происходит в условиях все большего загрязнения биосферы Зем-

ли. В результате возникает сложная проблема сохранения здо-

ровья населения. Среда обитания людей сильно изменилась в

худшую сторону. Во всем мире за год выбрасывается:

- более 30 млрд. куб. м неочищенных вод;

- 250 млн. тонн пыли;

- 200 млн. тонн окиси углерода;

- 150 млн. тонн двуокиси серы;

- 53 млн. тонн окислов азота;

- 70 млн. тонн неочищенных ядовитых газов.

Значительная доля химикатов попадает в организм человека.

Возможности приспособляемости организма к окружающей среде

не беспредельны (ученые считают, что они уже исчерпаны). В

мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают

новый, необычный характер. Возрастает количество хронических

болезней (что служит накоплению нарушений в генофонде чело-

вечества). На сегодня снижение смертности и рост продолжи-

тельности жизни достигнуты не путем увеличения жизнестойкос-

ти организма, а широким использованием средств внешней защи-

ты. Растет зависимость человека от медицинской помощи.

СОСТОЯНИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ СИСТЕМЫ.

МИРОВОЙ ОКЕАН. Сейчас Мировой океан - гигантская мусорная

корзина. Каждый год сюда выбрасывается миллиарды тонн мусо-

ра. Это привело к оскудению живых форм Мирового океана, уве-

личению зон экологического бедствия, бурному цветению водо-

рослей. 70% нерестилищ океана стали непригодными для разве-

дения мальков, 20 видов ценных промысловых рыб уничтожены.

КЛИМАТ. Накопление углекислого газа приводит к парнико-

вому эффекту - повышению температуры у поверхности Земли.

Средняя температура Земли составляет 15'С. За последние 100

лет температура изменилась на 0,5'-0,6'С. Это влияет на тая-

ние ледников, нарастающее опустынивание, повышение уровня

воды в Мировом океане. Это может поставить под угрозу су-

ществование всей цивилизации.

ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Большое количество озона содержится на вы-

соте 20-25 км. Роль озонового слоя велика, он поглощает

вредное ультрафиолетовое излучение Солнца, поражающее все

живое.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»