Введение
Ускорение темпов научно-технического прогресса в наше время характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием человечества на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим утилитарным, потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб.
Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
В результате быстрыми темпами уменьшаются природные ресурсы. 21 млн. га земель ежегодно становятся непригодными для сельского хозяйства. Вырубка лесов («легких планеты») осуществляется со скоростью 30 га в минуту. Возрастает дефицит пресной воды, загрязнено около 70% речного стока и, примерно, 15 – 30% поверхности Мирового океана.
В конце ХХ века человечество оказалось на пороге экологического кризиса. Нарастающий экологический кризис, в свою очередь, оказывает резко отрицательное влияние на общественное развитие, на экономику и культуру.
Глобальными проблемами выживания жителей земли стали: предотвращение угрозы ядерной войны и радиационного заражения территории от разрушающихся АЭС; предотвращение экологического кризиса; международное сотрудничество в охране биосферы, совместные усилия в борьбе за охрану земель, недр, растительного и животного мира; устранения последствий экологических катастроф. (Костенков, 1995)
В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей.
В нынешних условиях жесткого экологического кризиса, только преодоление которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становятся, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.
Экологическое образование и воспитание становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно. Что бы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начало экологической культуры.
Проблемы методики обучения, внедрения новых форм и средств экологического воспитания и образования именно для категории младших школьников ставят особенно остро. При анализе учебных планов можно отметить, что экскурсии занимают незначительное место в системе образования младших школьников, что связано с излишней теоритезацией образования, в т.ч. экологического. Этим и объясняется актуальность дипломной работы – «Экскурсия как форма экологического образования младших школьников».
Цель данной дипломной работы - показать роль экскурсии как формы экологического образования младших школьников.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить содержание экологического образования младших школьников;
• Раскрыть понятие экскурсии и выделить ее методические особенности, как формы экологического образования;
• Провести анализ авторских программ;
• Провести экспериментальное исследование по оценке эффективности экскурсий, как формы экологического образования младших школьников.
Объект исследования – формирование экологических знаний и культуры младших школьников.
Предмет исследования – экскурсия как форма экологического образования младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что если систематически использовать экскурсии на уроках природоведения, то:
• расширится и систематизируется представление младших школьников об экологии как науке;
• сформируются навыки заботливого отношения к природе.
При анализе материала нами использовались методы сравнения, синтеза и анкетирования, анализ, конкретизация, изучение литературных источников, длительное включенное наблюдение; поисковый, констатирующий и формирующий элементы; математико-статистический метод.
|
|