Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


оттенков при разном освещении (для детей старшего возраста).

При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного цвета в другой.

Развивать образное мышление и воображение.

Собирание, рассматривание разнообразных природных материалов, составление разнообразных изображений путём комбинирования разных природных материалов. Складывание из листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных композиций, составление букетов. Рисование (лепка, вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных и других природных объектов. С детьми старших и подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья, семена), “Домино” и др.

Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные детьми.

Развивать детское творчество. В старшей и подготовительных группах - рисование осенних листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово.

Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как можно больше разнообразить изобразительные материалы, стимулировать использование детьми различных способов изображения.

Замечать изменения в природе. Сбор природного материала для поделок из него, рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций.

Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление (исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др.

Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение облаков в разную погоду, в разное время дня.

Формирование у детей знаний о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих и характерных признаках. Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с характерными изменениями в эти периоды времени (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.).

Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.

Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).

Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира.

Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.

Учить детей рассказывать об объектах природы. Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты природы, пейзажи.

Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников.

Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе.

Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм.

Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций

(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о животных.

Воспитание бражного отношения к природе. Показать детям связь человека с природой: труд в природе, раскрыть влияние человека на природу (использование природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы).

Подобрать стихотворения о природе.

Подобрать музыку на тему природы.

Воспитателем подобрать материал и

сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах.

Организовать выставку детских работ по изображению природы и поделок из природного материала.

Вывод: в главе III была представлена примерная работа с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой деятельности и планирует дальнейшую работу.

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство- метод наблюдения.

В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные требования к нему.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.

Таким образом, в старших группах действие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»