Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


эмоционально-эстетического отношения детей к природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены практические эксперименты.

Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия, которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для проведения практических исследований (экспериментов) были использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.

Эксперимент № 1 (констатирующий).

Цель. Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.

Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;

2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).

В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.

Полученные данные эксперимента № 1.

Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:

1. Труд людей, орудия труда 3 рисунка

2. Семья, семейные отношения 4 рисунка

3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков

4. Герои сказок и мультфильмов 2 рисунка

5. Цветовые пятна и цветосочетания 1 рисунок

Определили в своих рисунках как “некрасивое”:

1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его “Некрасивое”.

Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”.

Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски, к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

“Красиво” (Данил О.),

“В природе” (Алёна С.),

“Природа” (Вика Т.) и т. д.

II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.

Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%).

Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).

На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.

Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в которой подробно описываются средства выразительности и их использование детьми старшего дошкольного возраста.

Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.

Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков.

Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.

Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).

Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи: 1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;

2. Какие используют цвета красок, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.

3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к ней.

Для решения этих задач было проведено несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети (старших групп) ДОУ № 280 (Советского района).

Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.

В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста.

Программные задачи.

Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.

Материал.

У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.

Предварительная работа.

1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми растениями (цветами).

2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).

3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков одного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель говорит:

- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем. Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…).

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила…

(С. Есенин)

- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят…

(Н. Некрасов)

- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов? (Одуванчиков.)

Уронило солнце У него чудесный

Лучик золотой. Золотистый цвет.

Вырос одуванчик - Он большого солнца

Первый, молодой. Маленький портрет.

(О. Высотская)

А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках? (Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить цветущий май?

Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они нарисуют, например, кисти сирени и т. п.

- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»