Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.

Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными. Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине (показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией). Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май.

Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при затруднениях у детей в построении композиции рисунков.

В конце занятия педагог говорит:

- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.

Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:

- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”?

Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.

Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.

Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.

Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.

В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”.

Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы – тёмно-зелёный и т. д.).

Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много маленьких.

Особое место в этих рисунках занимает средство гиперболизации качеств или отдельных элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит.

По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна. Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др.

Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.

Занятие 2. Рисование (акварель). Тема “Дикие и домашние животные”.

В проведении занятия участвовали две группы детей по 5 человек старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Закрепить у детей представления об объектах природного мира- животных. Закрепить знания о диких и домашних животных, отличия их мест обитания, питания, повадках и т. д.

Материал:

Иллюстрации животных из различных мест земного шара (тигры, гепарды, жирафы; медведи, лисы, волки и др.). А также рисунки художника иллюстратора- Е.Чарушина с изображением животных, (зайцы, медвежата, котята и др.) У детей белые листы бумаги, кисти, акварель.

Ход занятия:

Дети, мы с вами говорили о природе, её явлениях. Давайте ещё раз вспомним, что такое природа? А кто населяет леса, степи и пустыни? Да, обитатели этих природных зон - животные.

Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации, рисунки с изображением животных.

- Дети, какие животные здесь изображены? Где и с кем они живут? А как можно ещё сказать про этих животных, если одни живут рядом с людьми, а другие - в лесу, степи, пустыне? Правильно, это домашние и дикие животные.

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации животных.

- Назовите диких, а потом домашних животных. Посмотрите, как художник- иллюстратор Е. Чарушин изобразил животных, их размеры, окрас, позы.

Делается вывод: животные отличаются друг от друга своими пропорциями, окраской, длинной шерсти, своеобразием внешнего вида.

Затем педагог говорит детям, чтобы каждый сам выбрал, какого детёныша будет рисовать, взять картинку с его изображением, ещё раз внимательно рассмотрел животное и нарисовал его, в какой либо позе или движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать.

В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдельных детей на те или другие характерные особенности животного. Например, на расположение глаз, носа на мордочке животного.

В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что делает, где живёт, чем питается и т. д.).

Вывод: Дети изображали в своих рисунках животных: тигра, собаку, лису, белку, гепарда, лося, кота и др. Дошкольники рисовали животных в природе: в лесу, на солнечной поляне, около реки и т. д.

Все работы детей очень красочные, они используют яркие цвета и оттенки красок: зелёный, красный, синий, коричневый и др. Почти у всех стандартный фон: зелёный низ (трава) и синий (голубой) верх (небо). Дети особенно пользуются цветом в старшей группе, они используют “неподражательный” цвет (который не передаёт признак предмета), изображая кота красным, а усы, делая у него зелёным. Тем самым дети выражают своё отношение, придавая некую оригинальность животному, используя свой любимый цвет.

В рисунках детей в большинстве преобладает зелёный цвет, символизируя приход лета, тепла.

У некоторых детей животные очень больших размеров, так Влад К., нарисовав гепарда во весь лист, отразил силу и храбрость этого зверя.

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с природой во взаимосвязи с изобразительной деятельностью, сделав соответствующие практические эксперименты, решающие задачи, поставленные целями выпускной работы, мы сделали ВЫВОДЫ:

Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания.

Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.

Мы через природу воспитываем ребёнка, приобщаем его к нравственности, гуманности, к бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность- свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы.

Взаимосвязь природы с изобразительной деятельностью (рисованием) дошкольников способствует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формирует интерес к природе и положительное отношение к ней, вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать её явления в своём творчестве. Через рисование природы у детей более полно и точно закрепляются знания о природе, (дети устанавливают связи между явлениями и объектами, узнают об их свойствах и т. д.), о её значимости для людей.

Общаясь с природой, старший дошкольник стремиться в рисунке выразить своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных средств. Так, линия - основной элемент в детских рисунках, выступает как средство изображения и как средство выражения отношения к изображаемому. К примеру, на занятии, где детям предлагалось рисовать самое красивое и самое некрасивое, многие пользовались линией для выражения отношения к изображаемому. Красивое прорисовывалось со всем старанием, которое было доступно ребёнку; некрасивое изображалось нарочито небрежно.

Цвет несёт те же функции. Но в рисунках эти функции

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»