←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
функции были поделены: в одних рисунках цвет выполняет изобразительную функцию (ствол дерева - коричневый, крона - зеленная), в других - выразительную (кот- красный, дерево - оранжевое и т. д.).
Линия, цвет, форма используются как основные средства выразительности в рисунках, но цвет чаще, чем все остальные средства: так как цвет связан для детей с эмоциональными переживаниями.
Среди специальных выразительных средств в данных рисунках мы выделяем и другие средства- симметричное построение в качестве украшения изображения, а также гиперболизация- использование преувеличения отдельных частей изображения для подчёркивания их особой значимости.
Мы убедились в том, что ребёнок присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором он живёт.
Таким образом, мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с природой, влияют на уровень знаний об явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков, использование различных выразительных средств в них.
Тезаурус (основные понятия):
Природа-т
Эстетика- наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о “творчестве по законам красоты”.
Эстетическое отношение- духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Э.о. индивида к действительности опосредовано сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными им, т. е. воспринятыми как свои собственные. Вступая в Э. о., человек на время как бы выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание, объект которого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства удовольствия, духовного наслаждения. Этим явлением может стать явление любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию (природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует активной духовной деятельности субъекта).
В процессе реализации Э.о. происходит развитие субъекта, его эстетических чувств и способностей на основе “распредмечивания” объекта, т. е. духовного присвоения его богатства.
Эмоция - душевное переживание, чувство.
Эмоциональность- свойство человека, характеризующее содержание и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. д.
Эстетическая культура - определённый уровень развития вкуса, сочетающего в себе диапазон чувств, объём знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Базовыми ориентациями являются красота и безобразие, величие и низменность, драматизм и трагизм, изящество и элегантность.
Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни люде, искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних реакциях.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить”по законам красоты”. Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие.
Эстетическое развитие – процесс формирования и обогащения способности к образно- художественному восприятию жизни и эмоционально- психологического отношения к ней; необходимое дополнение к деятельности, развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и постижение её языка, участие в художественном творчестве.
Литература:
1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
3. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
7. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
8. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
10. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
11. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.
13. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.
14. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
15. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
16. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
17. Журнал “Дошкольное воспитание”, , №10, статья Комаровой Т. С. “Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей”.
18. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О. “Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте”.
19. Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А. “Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности”.
20. Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай личность!”.
21. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
22. Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|