Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Падение золотой империи инков

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ПАДЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ИМПЕРИИ ИНКОВ

Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4300 метров над уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной холод. Солнеч-ные лучи уже осветили храм солнца в центре столице государства инков, городе Куско (что означает “центр мира”). Засияли на солнце золотые стены храма. За-сверкали в саду инков перед храмом отлитые из чистого золота статуи лам, вику-ний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обес-печивает их всем необходимым, - как же признательны они за эти щедрые дары!

В

XIV-XVI веках на западном побережье Южной Америки рас-пространилась власть могущественной “золотой империи”. Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 километров. “Инки счи-тали, что они завоевали почти весь мир”, - писалось в журнале “Нэшнл джиогрэфик”. А те земли, что еще оставались за пределами их государства, не представляли, по их по их мнению, никакой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.

Кто же такие инки? Каково их происхождение?

Предшественники инков

Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам пред-шествовали другие развитые культуры. Они существовали за сотни и ты-сячи лет до появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако.

Эти древние народы поклонялись различным животным- ягуару, пуме и рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение бо-гам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Пе-ру и Боливии), были найдены фаллоидные предметы- им поклонялись во время ритуалов плодородия, чтобы получить от Пача-мама (матери-земли) хороший урожай.

Миф и реальность

Как народ инки сформировались примерно в 1 200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конквистадора-землевладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой ( и в то же время невестой) к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту легенду до сих пор рассказывают детям в школе.

Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в рай-оне озера Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Суще-ствует множество предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм Саксаваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляющего раствора. Од-нако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому камней, даже во время землетрясе-ний практически не пострадали.

Сверкающий храм солнца

В храме столичного города Куско, построенном из отшлифован-ных камней, жрецы совершали служение солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода монастыри, здание одного из них бы-ло реконструировано, этот монастырь относился к храму солнца в Пача-камаке, неподалеку от Лимы. Самые красивые девушки. Начиная с вось-ми лет, проходили специальное обучение, чтобы служить “девственни-цами, предназначенными солнцу”. Археологические раскопки показы-вают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они при-носили детей в жертву апу- богам гор. На вершинах Анд были найдены замершие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности, они создали специальный способ хранения сообщений- так называемое кипу. Кипу использовалось теми, кому поручалось хра-нить память о различных исчислениях и событиях и “состояло из систе-мы шнуров различной толщины и разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных размеров”.

Как поддерживалось единство государства

Мощь централизованного государства благодаря твердой политике и жестким законам. Основным требованием для всех подданных было значение кечуа - языка инков. В книге “Кечуа для всех” говорится, что “кечуа- это самый богатый, живой и красивый язык Южной Америки”. На этом языке и по сей день говорят пять миллионов человек, которые живут в горах Перу, и еще миллионы жителей пяти других стран, вхо-дивших раньше в состав государства инков. Население районов к юго-востоку озера Титикака говорит на языке аймара, который произошел от кечуа, - на нем говорили предшественники инков.

Язык кечуа сплотил более ста покоренных инками племен, а кура-ка селений (вождям) благодаря единому языку было намного легче управлять этими народами. Каждая семья получала земельный надел. Покорив какое-либо племя, Инка не только не запрещал принятые у ме-стных жителей танцы и праздники, но и даже устраивал для них пред-ставления и игры, чтобы его подданные были довольны.

Трудовая повинность мита

В государстве не было никакой денежной единицы, и, следова-тельно, золото само по себе не имело для жителей никакой ценности. Им дорожили потому, что в нем отражалось солнце. Единственной повинно-стью- мита, что на языке кечуа означает “очередность”, - было пооче-редное участие в строительстве государственных дорог и различных сооружений. Тысячи индейцев были призваны законом на подобные работы.

Используя индейцев, отрабатывавших миту, инки построили сеть дорог протяженностью более 24000 километров! Эта система каменных дорог, строительство которой началось в городе Куско, связала столицу с самыми отдаленными районами государства. Дорогами пользовались специально обученные курьеры - часки. Вдоль дороги на расстоянии от одного до трех километров друг от друга располагались хижины для этих курьеров. Как только часки, несущий весть, добегал до хижины, его сменял другой. И так, сменяя друг друга, они пробегали 240 километров в день. Правящий же Инка за короткое время получал сведения со всех сторон своего государства.

Вдоль дорог также были расположены склады. Продовольствие и одежда, которые там хранились, были предназначены для армий инков, отправляющихся в завоевательные походы. По мере возможности инки старались избегать войн. Используя политический ход, они направляли к тому или иному племени послов и предлагали подчиниться своему прав-лению и принять культ солнца. Если племя соглашалось, то ему позво-лялось и дальше жить в своих селениях, но уже под надзором обученных для этого дела инкских вождей. Если же племя отказывалось от предло-женных условий, то безжалостные завоеватели покоряли его силой. Из черепов убитых врагов инки пили чичу - опьяняющий кукурузный напи-ток.

Во времена правления Пачакути, Инки IX (1438 год и далее), его сына Тупак Инки Юпанки и Вайна Капака, которому было поручено ве-дение военных действий, владения государства стремительно расширя-лись и достигли своей наибольшей протяженности с севера на юг. Одна-ко вскоре наступили перемены.

Захватчики с севера

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вме-сте со своей армией - Перу в то время было ослаблено междоусобной войной. Атавальпа, направляясь к столице, одержал победу над принцем Васкаром, своим сводным братом и законным наследником престола, и взял его в плен.

Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине страны, были радушно встречены узурпатором Атавальпой. Однако испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его престола и уби-ли тысячи его воинов, которые совершенно не были готовы к тому, что-бы дать отпор.

Однако даже плен не помешал Атавальпе продолжать междоусоб-ную войну. Он направил в Куско посыльных, чтобы убить своего свод-ного брата Инку Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не подозревая, сыграл на руку Писарро.

Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атаваль-па пообещал в обмен на освобождение дать Писарро столько золотых и серебряных статуй, что ими можно было бы заполнить огромную комна-ту. Но план Атавальпы не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещанный выкуп был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники считали идолопоклонником, был крещен как католик, а по-том задушен.

Начало конца

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по госу-дарству инков. Однако индейцы продолжали бороться, поэтому “пред-смертная агония” растянулась на сорок лет.

Когда прибыло подкрепление, Писарро и его солдаты устремились к Куско, городу несметных сокровищ инков. Движимые жаждой золота, испанцы жестоко пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скры-тых сокровищ, а всех, кто пытался им противостоять, - запугивая, за-ставляли молчать.

В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и должен был стать следующим Инкой (Манко Инка Юпанка), Писарро и его солдаты ворвались в Куско

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»