Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Аналитическая философия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Введение.

Аналитическая философия – одно из наиболее значительных фило-софских направлений XX века. Она получила широкое распространение главным образом в Великобритании, США и Австралии, затронув, так или иначе, другие страны мира. Представителей этого направления в фило-софии объединяет стиль мышления, характеризующийся строгостью в использовании терминологии, недоверием к спекулятивным рассуждени-ям, сосредоточием внимания на процессе аргументации, который зачас-тую ценится даже выше, чем полученные с его помощью результаты.

Современное аналитическое философствование имеет глубокие ис-торические корни, наследуя идеи и принципы классической философии. Тем не менее, течение современной мысли, которое стало именоваться аналитической философией, формировалось под знаменем радикального разрыва с прошлым, осознавая себя в качестве революционной силы по отношению к традиции. Не особый стиль мышления, а наличие исследо-вательских программ и общих специфических тем для обсуждения спло-тило множество современных ученых вокруг аналитической философии.

Первичный импульс формирования современной философии языка был задан не столько распространением специфически философского внимания на язык как на предмет языковедения, сколько внутренней ло-гикой формирования теоретической философии конца XIX – начала XX века, выступившей против психологизма, с одной стороны, и спекуля-тивного идеализма и кантианства – с другой. Психологизмом во второй половине XIX века были «заражены» почти все сферы философствования: логика, философия сознания, философия науки, философия жизни. Ана-литическая философия, феноменология и герменевтика попытались най-ти путь между психологизмом и абсолютным идеализмом. Это привело к постановке проблемы смысла, получающего свое бытие в языке, который одновременно начинает трактоваться и как способ самовыражения жиз-ни. Продекларированная Гуссерлем феноменологическая редукция и обоснованная Расселом логическая редукция стали наиболее явными сви-детельствами поиска новых путей в философии.

Формирование аналитической философии.

Программа логицизма в философии Г. Фреге и Б. Рассела.

Понятие анализа.

Одним из важнейших факторов формирования аналитической фи-лософии стала реформа логики. Со времен Аристотеля вносимые в эту науку изменения касались частностей или сводились к незначительным добавлениям. В XIX веке ситуация изменилась, и развитие логики пошло в двух главных направлениях. Одно – содержательная (или диалектиче-ская) логика, основы которой заложены еще в трудах Гегеля. Второе на-правление – формальная логика в ее современном облике логики матема-тической. Такая логика отличается от традиционной формальной логики тем, что использует специально созданные формализованные языки, по-зволяющие точно следовать за логической формой и точно ее воспроизво-дить, в том числе и за счет краткости и легкости передачи мысли.

Важнейшим достижением в разработке математической логики ста-ла «алгебра логики» Д. Буля (1815-1864), трактовавшего логическое исчис-ление как неколичественную алгебру. Его ученик и последователь С. Дже-вонс (1835-1882) выдвинул идею о том, что первична не алгебра, а имен-но логика. Алгебра же является частным случаем логики, а не наоборот. Именно эта идея стала ведущей в творчестве подлинного создателя мате-матической логики немецкого ученого и философа Готлоба Фреге (1848-1925), получившего известность еще в 1879 году после выхода в свет кни-ги «Исчисление понятий». И хотя его исследование рассматривалось со-временниками в основном как усовершенствование идей Буля и его по-следователей в области математической логики, в действительности же содержание книги выходило за пределы чисто логического интереса. «на самом же деле, – считает А.Ф. Грязнов, – позиция Фреге стимулировалась другими источниками: философской традицией кантовского трансцен-дентализма, логической концепцией Лейбница, «наукоучением» Б. Боль-цано, а также некоторыми идеями немецкого метафизика Р.Г. Лотце» .

Прежде всего немецкий ученый предложил новое сравнительно с распространенным кантианским философское обоснование математики. Определив математические понятия «класса» и «количества» в терминах чисто логических понятий «класса» и «отношения», Фреге представил ма-тематику как продолжение логики, отказавшись таким образом от ут-верждаемых кенигсбергским мыслителем пространственных и временных интуиций как основы математических знаний. Однако Фреге воспринял идею аналитического a priori и стремился доказать, что вся теоретиче-ская математика имеет такой же характер. Все математические Понтия определяются на базе логических понятий, а для доказательства матема-тических теорем не требуется никаких иных аксиом, кроме логических, и никаких правил вывода, кроме принятых в логике. Законы арифметики трактовались Фреге как априорные аналитические суждения, а сама арифметика виделась ему продолжением логики.

В своей следующей фундаментальной работе «Основные законы арифметики» Фреге предпринял попытку полной формализации арифме-тики средствами классической экстенсиональной логики. Эта программа оказалась неосуществимой в силу открытия парадоксов в обосновании теории множеств. Об одном из этих парадоксов немецкому математику сообщил английский философ Бертран Рассел. Фреге оставил стремление показать аналитический характер всего математического знания и пере-шел на позицию, согласно которой именно геометрия, построенная на ос-нове синтетического a priori, получает первенство над логизированной арифметикой.

Несмотря на конечную неудачу своего предприятия, Фреге внес значительный вклад в развитие логики и философии. За ним закрепилась репутация одного из наиболее последовательных антипсихологистов – критиков психологического обоснования логики и математики.

Свою собственную цель Фреге видел в том, чтобы размежевать логи-ческий анализ понятий и эмпирическое изучение процессов мышления. «Чтобы исключить всякое неправильное понимание и воспрепятствовать стиранию границ между психологией и логикой, – писал он, – я буду счи-тать задачей логики обсуждение законов истинности, а не законов мыш-ления» . Та область, к которой применяется понятие истинности, есть смысл повествовательного предложения, то есть та мысль, которая выра-жается предложением. Само мышление есть процесс формулирования мыслей, суждение – констатация истинной мысли, а утверждение есть выражение этого суждения. В процессе мышления человек не производит мыслей, а только их формулирует. Труд ученого состоит не в созидании, а именно в открытии истинных мыслей. Этот процесс протекает во внут-реннем мире мыслящего, причем, по мнению Фреге, направляется особой духовной способностью – «мыслительной силой».

Мысли могут проявлять себя и во внешнем мире. Будучи сформули-рованными, они тем самым приводятся в действие. Согласно Фреге, суж-дение, выражение, понимание уже являются деяниями людей, за которые они несут ответственность. Мысли же не имеют «хозяев», у них нет спе-цифических носителей, они находятся в некой специфической области реальности – в сверхчувственном, вневременном мире истины.

Обоснование подобной позиции, имеющей тесную связь с традици-ей платонизма, виделось Фреге в самом факте существования логики и математики, цель которых – исследование разума, но не души как харак-теристики отдельного человека. Условие существования логики – наличие у человечества некоторого запаса общих мыслей. Этот запас теоретически санкционирует существование каких-либо определений. Одна и та же мысль может быть выражена разными словами. Трудности возникают с именами собственными и индексалами.

Для того чтобы знак выступил в роли имени, он должен обозначать свой денотат и выражать свой смысл. К различению двух семантических категорий Фреге приходит, пытаясь объяснить различие в познаватель-ном содержании между формальными тождествами (а = а) и содержа-тельными суждениями тождества (а = b).

И понятие смысла, и понятие денотата остаются у Фреге весьма ту-манными. Понятие денотата вообще вводится без определения, а понятие смысла определяется через понятие денотата – как способ его указания. К пустым именам, то есть к именам без значения, оно неприменимо. Смысл есть способ представления объекта. Само же понятие объекта Фреге трак-товал как простейшее понятие, которому нельзя дать аналитического оп-ределения.

Объекты подразделяются на два типа: «логические» и «материаль-ные». К логическим объектам относится, например, числа, классы. Они внечувственны и могут быть схвачены нашими логическими способно-стями. Смыслы трактуются Фреге так же объективно, как и денотаты, причем они рассматриваются как непсихологические и вообще неэмпи-рические сущности, которые экзистенциально независимы от сознания. Единственное отношение, которое связывает смыслы и мышление, есть «схватывание». Если имя обладает референцией, то оно указывает на свой денотат лишь посредством смысла. Имена могут не иметь денотатов, но не обладать смыслом они не могут.

Принципы анализа имен, основанные на различении референции и смысла, Фреге распространяет и на предложения в целом, считая его раз-новидностью имени. Для понимания предложения достаточно усвоить его смысл, то есть выраженную в предложении мысль. Если в предложение входит в качестве его составной части необозначающее имя, то данное предложение не будет иметь значения. Значениями обозначающих пред-ложений являются особые абстрактные объекты «истина» и «ложь», поэто-му все истинные предложения имеют одно и то же значение, то есть яв-ляются синонимами. То же можно сказать и в отношении ложных пред-ложений.

Принципы рассуждения, разработанные Фреге, легли в основу ново-го аналитического типа философствования, который противопоставил математическую логику логике диалектической. Именно критика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»