╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
Антроподицея о. П вл Флоренского
и н учное мышление.
В нез вершенной книге "У водор зделов мысли" отец П вел
р звив л т к н зыв емую нтроподицею (опр вд ние человек ).
Он пыт лся решить или скорее изложить свои мысли по поводу
древней религиозно-философской проблемы согл сов ния веры в
то, что человек созд н по обр зу и подобию Божьему - то есть
р зумным и совершенным - с греховностью и несовершенством
человек . Эт р бот является продолжением его теодицеи (оп-
р вд ния Бог ), р звив емой в книге "Столп и Утверждение Ис-
тины".
В основе нтроподицеи о. П вл лежит идея очищения и
сп сения человек , его освящения и обожения. Центр льн я
проблем нтроподицеи проявляется в т инств х церкви, когд
человек соединяется с Христом. Антроподицея о. П вл - пр -
восл вного священник , принявшего мученический венец - опи-
р ется н Пр восл вие. Путь к т кой нтроподицее ст новится,
т ким обр зом, возможным лишь бл год ря Силе Божьей. Т к
грешный человек ст новится святым. Т ким обр зом, его духов-
ное дел ние выступ ет к к первичное и определяет его ост ль-
ную деятельность и мироощущение.
Антроподицея о. П вл символичн . Ди лектик символ и
символическое поним ние мир являются тонкими инструмент ми,
помог ющих изучению з тр гив емых проблем.
В первой ч сти книги "У водор зделов мысли" существен-
ное вним ние уделяется верб льной деятельности человек .
Термин выступ ет здесь "к к твердое орудие мысли". Через
осозн ние и ди лектику мысли человек приходит к постижению
смысл символ и д лее, к молитвенному обр щению к Имени
Божьему, неотделимого от Господ , что есть "живое вхождение
в Именуемого".
Втор я ч сть книги посвящен орудийной хозяйственной
деятельности. В основе этой деятельности лежит нтиномия
Природы и Культуры. Орудия являются проекциями орг нов чело-
веческого тел , построенные р зумом. Следов тельно, хозяй-
ство является совокупностью символов человеческого дух .
Ан логично и Природ р ссм трив ется Флоренским к к символ
человеческого дух , в чем проявляется единство Микрокосм и
М крокосм .
Греховн я природ человек н руш ет единство человек и
мир . Эт угроз , исходящ я от "с мости" человек , угроз и
Природе, и с мому себе, может быть преодолен , к к ук зыв ет
о. П вел, ссыл ясь н В силия Великого, "точным н блюдением
с мого себя", которое д ет "дост точное руководство к позн -
нию Бог ".
В поэтичном введении к книге, "Н М ковце", о. П вел
говорит о т йне Времени, р скрыв ющейся в т йне вечер и ут-
р из "Книги Бытия". Флоренский д ет чит телю возможность
узн ть о с мых сокровенных пережив ниях втор , что является
своеобр зным методом пробуждения мысли и под чи своих идей.
Р змышления, под в емые в свободной форме, подводят чит теля
к мысли, что символик чувственных пережив ний может привес-
ти к р скрытию многих т йн мир . Н помним, что слово "сим-
вол" происходит из греческого _______, что зн чит "сост в-
ляю", "соединяю". В Древней Греции существов л т кой обыч й:
друзья, р сст в ясь, бр ли к кой-нибудь предмет (глиняную
л мп дку, ст туэтку или н вощеную т бличку с н дписью) и
р зл мыв ли попол м. По прошествии многих лет эти друзья или
их потомки при встрече узн в ли друг друг убедившись, что
обе ч сти соединяются и обр зуют единое целое - символ. Че-
рез символическое мироощущение проступ ют контуры новой н -
уки, новой философии... (нынешней?..)
Флоренский ст вит перед собой цель н метить в своем
труде "водор зделы мысли", сост вить текст, подобный живому
существу, не мех низму с ч стями, з висящими от близлеж -
щих ч стей. При зтом о. ПАвел берется придержив ться к тего-
формы, творчеств и жизни". Все эти к тегории непосредствен-
но связ ны с человеком. Философск я нтропология Флоренского
- к к метод - рукодствуясь этими идеями "дедуциров ть чело-
век до основных определений его существ ". При этом втор
р ссм трив ет по отдельности р зличные способности к ощуще-
нию, орг ны человек в связи с многообр зием мир и орудиями
и т. д. Плодотворность подобного метод , н мой взгляд, хо-
рошо иллюстрирует з меч ние, что три основных н пр вления
христи нств - к толическое, протест нтское и пр восл вное -
связ ны с р зличными психологическими тип ми: к толическое
со зрительным типом человек , протест нтское - со слуховым,
пр восл вное - с г рмоническим р вновесием или неким сред-
ним типом.
В жнейшее место в философской нтропологии Флоренского
з ним ет ст тья "Обр тн я перспектив ". Эт ст тья посвящен
обсуждению восприятия и методов художественного изобр жения
мир (преимущесственно в живописи). Автор выступ ет против
прямого, ффинно-проективного геометрическог поним ния и ху-
дожественной перед чи мир . Ост в ясь в русле русской рели-
гиозно-философской тр диции, Флоренский док зыв ет, что ли-
нейн я перспектив в живописи есть результ т Возрождения,
которое русское религиозное созн ние тр ктует к к неопр в-
д нное возвышение человек , торжество "с мости" и отход че-
ловек от Бог . Впрочем, приговор (или скорее мр чный прог-
ноз) возрожленческой н уке и возрожденческому искусству про-
износится в з ключительной ст тье первой ч сти под н зв нием
"Итоги".
Флоренский связыв ет линейную перспективу с понятием
к нтовско-евклидового простр нств . Критикуя к нтовскую точ-
ку зрения, о. П вел вводит, следуя М ху, понятие физиологи-
ческого простр нств и пок зыв ет, что это простр нство
весьм д леко от евклидового.
В жным ргументом против линейной перспективы для Фло-
ренского является известное м тем тическое положение, сог-
л сно которому объект большего числ измерений может быть
отобр жен вз имно-однозн чно н объект с меньшим числом из-
мерений (К нтор), но это отобр жение нельзя сдел ть непре-
рывным (Бр уэр и другие). Т ким обр зом, художник, изобр ж -
ющий трехмерное (или многомерное) многообр зие н плоскости
с неизбежностью вступ ет н путь символизм и условности.
При этом, особенно при пок зе нез мкнутости мир (иконы) т к
н зыв ем я обр тн я перспектив является очень выр зитель-
ной.
Ит к, Флоренский отст ив ет с мобытные предст вления об
искусстве и мире, преодолев я "огр ниченность н тур лизм " и
ук зыв ет путь к освобождению и духовности, освобождению от
сковыв ющих пут и выход из тупиков возрожденческой мысли.
Изуч я н учную деятельность человек , о. П вел пок зы-
в ет, что физический мех ницизм, построение мех нических мо-
делей в большой степени изжили себя и служ т лишь вспомог -
тельными инструмент ми, х р ктерными более для нглийского
ум . Т к, по з меч нию Герц , теория электром гнетизм
М ксвелл есть не более, чем ур внения М ксвелл . Но р боты
с мого М ксвелл помимо ур внений содерж т их "вывод" - мно-
го мест уделяется мех ническим моделям и попытк м мех ни-
ческой интерпрет ции, не всегд помог ющих р зобр ться, то
и з темняющих суть дел . н этом и других пример х Фло-
ренский убежд ется, что все мех нические "объяснения" суть
всего лишь символы, "к к бы объяснения", д же не претенду-
ющие н единственность. Ссыл ясь н Герц , Флоренский пок -
зыв ет, что н ук всегд вводит символические обр зы и ут-
вержд ется к к символическ я позн в тельн я сущность. Пор -
зительным н блюдением втор , н мой взгляд, является то,
что символы н уки не должны (к к и символы искусств ) пере-
ходить переходить через свои гр ницы и смешив ться с жизнью,
то есть н ученого (к к и н художник ) возл г ется больш я
ответственность не смешив ть жизнь с небытием.
Оконч тельный вывод Флоренского состоит в том, что н ук
есть лишь символическое опис ние, зн чит - это только
язык.
Флоренский д ет свое опр вд ние философии. Он говорит,
что философия, в отличии от н уки, претендует именно н объ-
яснение и добив ется т кового. Философия - это жизненн я
полнот , отриц ющ я мертвящий метод н уки.
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
|
|