╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эЄЁюяюфшЎх  ю. ╧ртыр ╘ыюЁхэёъюую ш эрєўэюх ь√°ыхэшх

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Антроподицея о. П вл Флоренского

и н учное мышление.

В нез вершенной книге "У водор зделов мысли" отец П вел

р звив л т к н зыв емую нтроподицею (опр вд ние человек ).

Он пыт лся решить или скорее изложить свои мысли по поводу

древней религиозно-философской проблемы согл сов ния веры в

то, что человек созд н по обр зу и подобию Божьему - то есть

р зумным и совершенным - с греховностью и несовершенством

человек . Эт р бот является продолжением его теодицеи (оп-

р вд ния Бог ), р звив емой в книге "Столп и Утверждение Ис-

тины".

В основе нтроподицеи о. П вл лежит идея очищения и

сп сения человек , его освящения и обожения. Центр льн я

проблем нтроподицеи проявляется в т инств х церкви, когд

человек соединяется с Христом. Антроподицея о. П вл - пр -

восл вного священник , принявшего мученический венец - опи-

р ется н Пр восл вие. Путь к т кой нтроподицее ст новится,

т ким обр зом, возможным лишь бл год ря Силе Божьей. Т к

грешный человек ст новится святым. Т ким обр зом, его духов-

ное дел ние выступ ет к к первичное и определяет его ост ль-

ную деятельность и мироощущение.

Антроподицея о. П вл символичн . Ди лектик символ и

символическое поним ние мир являются тонкими инструмент ми,

помог ющих изучению з тр гив емых проблем.

В первой ч сти книги "У водор зделов мысли" существен-

ное вним ние уделяется верб льной деятельности человек .

Термин выступ ет здесь "к к твердое орудие мысли". Через

осозн ние и ди лектику мысли человек приходит к постижению

смысл символ и д лее, к молитвенному обр щению к Имени

Божьему, неотделимого от Господ , что есть "живое вхождение

в Именуемого".

Втор я ч сть книги посвящен орудийной хозяйственной

деятельности. В основе этой деятельности лежит нтиномия

Природы и Культуры. Орудия являются проекциями орг нов чело-

веческого тел , построенные р зумом. Следов тельно, хозяй-

ство является совокупностью символов человеческого дух .

Ан логично и Природ р ссм трив ется Флоренским к к символ

человеческого дух , в чем проявляется единство Микрокосм и

М крокосм .

Греховн я природ человек н руш ет единство человек и

мир . Эт угроз , исходящ я от "с мости" человек , угроз и

Природе, и с мому себе, может быть преодолен , к к ук зыв ет

о. П вел, ссыл ясь н В силия Великого, "точным н блюдением

с мого себя", которое д ет "дост точное руководство к позн -

нию Бог ".

В поэтичном введении к книге, "Н М ковце", о. П вел

говорит о т йне Времени, р скрыв ющейся в т йне вечер и ут-

р из "Книги Бытия". Флоренский д ет чит телю возможность

узн ть о с мых сокровенных пережив ниях втор , что является

своеобр зным методом пробуждения мысли и под чи своих идей.

Р змышления, под в емые в свободной форме, подводят чит теля

к мысли, что символик чувственных пережив ний может привес-

ти к р скрытию многих т йн мир . Н помним, что слово "сим-

вол" происходит из греческого _______, что зн чит "сост в-

ляю", "соединяю". В Древней Греции существов л т кой обыч й:

друзья, р сст в ясь, бр ли к кой-нибудь предмет (глиняную

л мп дку, ст туэтку или н вощеную т бличку с н дписью) и

р зл мыв ли попол м. По прошествии многих лет эти друзья или

их потомки при встрече узн в ли друг друг убедившись, что

обе ч сти соединяются и обр зуют единое целое - символ. Че-

рез символическое мироощущение проступ ют контуры новой н -

уки, новой философии... (нынешней?..)

Флоренский ст вит перед собой цель н метить в своем

труде "водор зделы мысли", сост вить текст, подобный живому

существу, не мех низму с ч стями, з висящими от близлеж -

щих ч стей. При зтом о. ПАвел берется придержив ться к тего-

формы, творчеств и жизни". Все эти к тегории непосредствен-

но связ ны с человеком. Философск я нтропология Флоренского

- к к метод - рукодствуясь этими идеями "дедуциров ть чело-

век до основных определений его существ ". При этом втор

р ссм трив ет по отдельности р зличные способности к ощуще-

нию, орг ны человек в связи с многообр зием мир и орудиями

и т. д. Плодотворность подобного метод , н мой взгляд, хо-

рошо иллюстрирует з меч ние, что три основных н пр вления

христи нств - к толическое, протест нтское и пр восл вное -

связ ны с р зличными психологическими тип ми: к толическое

со зрительным типом человек , протест нтское - со слуховым,

пр восл вное - с г рмоническим р вновесием или неким сред-

ним типом.

В жнейшее место в философской нтропологии Флоренского

з ним ет ст тья "Обр тн я перспектив ". Эт ст тья посвящен

обсуждению восприятия и методов художественного изобр жения

мир (преимущесственно в живописи). Автор выступ ет против

прямого, ффинно-проективного геометрическог поним ния и ху-

дожественной перед чи мир . Ост в ясь в русле русской рели-

гиозно-философской тр диции, Флоренский док зыв ет, что ли-

нейн я перспектив в живописи есть результ т Возрождения,

которое русское религиозное созн ние тр ктует к к неопр в-

д нное возвышение человек , торжество "с мости" и отход че-

ловек от Бог . Впрочем, приговор (или скорее мр чный прог-

ноз) возрожленческой н уке и возрожденческому искусству про-

износится в з ключительной ст тье первой ч сти под н зв нием

"Итоги".

Флоренский связыв ет линейную перспективу с понятием

к нтовско-евклидового простр нств . Критикуя к нтовскую точ-

ку зрения, о. П вел вводит, следуя М ху, понятие физиологи-

ческого простр нств и пок зыв ет, что это простр нство

весьм д леко от евклидового.

В жным ргументом против линейной перспективы для Фло-

ренского является известное м тем тическое положение, сог-

л сно которому объект большего числ измерений может быть

отобр жен вз имно-однозн чно н объект с меньшим числом из-

мерений (К нтор), но это отобр жение нельзя сдел ть непре-

рывным (Бр уэр и другие). Т ким обр зом, художник, изобр ж -

ющий трехмерное (или многомерное) многообр зие н плоскости

с неизбежностью вступ ет н путь символизм и условности.

При этом, особенно при пок зе нез мкнутости мир (иконы) т к

н зыв ем я обр тн я перспектив является очень выр зитель-

ной.

Ит к, Флоренский отст ив ет с мобытные предст вления об

искусстве и мире, преодолев я "огр ниченность н тур лизм " и

ук зыв ет путь к освобождению и духовности, освобождению от

сковыв ющих пут и выход из тупиков возрожденческой мысли.

Изуч я н учную деятельность человек , о. П вел пок зы-

в ет, что физический мех ницизм, построение мех нических мо-

делей в большой степени изжили себя и служ т лишь вспомог -

тельными инструмент ми, х р ктерными более для нглийского

ум . Т к, по з меч нию Герц , теория электром гнетизм

М ксвелл есть не более, чем ур внения М ксвелл . Но р боты

с мого М ксвелл помимо ур внений содерж т их "вывод" - мно-

го мест уделяется мех ническим моделям и попытк м мех ни-

ческой интерпрет ции, не всегд помог ющих р зобр ться, то

и з темняющих суть дел . н этом и других пример х Фло-

ренский убежд ется, что все мех нические "объяснения" суть

всего лишь символы, "к к бы объяснения", д же не претенду-

ющие н единственность. Ссыл ясь н Герц , Флоренский пок -

зыв ет, что н ук всегд вводит символические обр зы и ут-

вержд ется к к символическ я позн в тельн я сущность. Пор -

зительным н блюдением втор , н мой взгляд, является то,

что символы н уки не должны (к к и символы искусств ) пере-

ходить переходить через свои гр ницы и смешив ться с жизнью,

то есть н ученого (к к и н художник ) возл г ется больш я

ответственность не смешив ть жизнь с небытием.

Оконч тельный вывод Флоренского состоит в том, что н ук

есть лишь символическое опис ние, зн чит - это только

язык.

Флоренский д ет свое опр вд ние философии. Он говорит,

что философия, в отличии от н уки, претендует именно н объ-

яснение и добив ется т кового. Философия - это жизненн я

полнот , отриц ющ я мертвящий метод н уки.

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»