Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Cпособности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Введение

Способность – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами.

-способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

-только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей.

-способности несводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека,хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Тем самым область психологии способностей- это раздел психологии индивидуальных различий.

Креативность

Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Развитие креативности. Возраст 3–5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка, Можно предположить, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива, а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения. Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения и его результаты и предметно–информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом – минимальную представленность поведенческих стереотипов (5-ти летние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно – личностном, затем – на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что креативность проявляется неравномерно с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет); исследователи единодушно отмечают спад креативности у испытуемых и связывают ее с социальными и биологическими факторами.

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:

1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период 3 –5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности.

2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Юноша определяет для себя «идеальный образец творца», которому он стремиться подражать. Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Еще раз замечу, что креативность, скорее всего, формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект). Креативность можно формировать в раннем возрасте (3 – 4), но существуют некие пределы (возможно генетические). Обобщенная кривая развития творческости в формирующем эксперименте нелинейна: после подъема обычно следует некоторый спад. Хорошая память и высокий уровень интеллекта порой могут препятствовать развитию творческих способностей в детстве.

Креативность более чем интеллект, определяется факторами среды. Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение с взрослыми людьми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, не обладающими такими талантами, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжих проявлений интеллекта, в том числе и в области креативности. Это объясняет, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. При этом не стоит забывать, что в таких случаях очень важен генотип ребенка. Существуют данные об экспериментах по искусственному развитию креативности у детей 3-5 лет; было показано, что существует связь между исходным уровнем и возможными вариантами ее развития. Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности влечет за собой их невротизацию, а через некоторое время креативность снова снижается до некоторого уровня, индивидуально для каждого ребенка. Таким образом, доказывается, что креативность ограничена сверху уровнем интеллекта.

В.Н.Дружинин сформулировал понятие «интеллектуального диапазона». Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются, прежде всего, уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и компетентности. Было установлено, что эффективность умственной деятельности весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, но она постепенно повышается по мере роста заинтересованности. Однако, достигнув наивысшей точки, она затем начинает снижаться и резко падает в условиях крайне высокой заинтересованности, граничащей с ажиотажем.

Если взять ситуацию тестирования, то в зависимости от обстановки испытуемый может демонстрировать низкую мотивацию и просто не прилагать достаточно усилий, либо сильно перевозбудиться, что сведет на нет все его усилия. На мой взгляд, в общий показатель должно входить отношение к эмоциональным воздействиям, а именно устойчивость к таковым, так как всеразличные переживания по поводу и без повода весьма снижают использование интеллекта в момент переживания.

Есть тенденция делить креативность на малую и большую. Относя к первой проявление нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях, а ко второй существенное влияние на культуру и общество в целом (Бах, Эйнштейн).

Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления. Здесь та же ситуация, что и с «практическим интеллектом»: большой названа креативность важная для общества, а малой – для индивидуума. Здесь показана попытка, отделить креативность мышления (т.е. оригинальность, нестандартность, независимость такового) от креативности личности человека как части социума. Но ведь любые проявления интеллекта по отношению к социуму являются лишь проявлениями, а не составляющими интеллекта непосредственно. По удачности интеллекта в социуме нельзя судить о самом интеллекте, поскольку современное общество построено на принципах, не только не связанных с интеллектом, но и практически противоположных. Таким образом, обладающий высоким интеллектом, но при этом не интересующийся социумом (образ «чудаковатого профессора») всегда проигрывает в плане «умения жить» тупому торгашу и т.д.

Природа креативности. Большинство психологов согласны, что креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.

Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие - в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»