Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

по психологии

Тема: Абрахам Маслоу: гуманистическая

теория личности.

Студентки 3 курса

вечернего отделения

Психологического факультета

Храпоновай

Марии Владимировны

м о с к в а

1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Вступление

II. Краткая биография

III. Часть первая.

IV. Часть вторая

V. Заключение

VI. Литература

I. Вступление

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей сте-пени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознатель-ных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послуш-ных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выби-рать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической тео-рии личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изу-чении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и поло-жения, характерные для гуманистического направления.

II. Краткая биография

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Брук-лине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать за-кон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юноше-ские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бака-лавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Har-low), известным психологом, который в то время организовывал лаборато-рию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссер-тация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантно-го поведения в колонии обезьян!

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гуд-ман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жиз-ни Маслоу , он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня , пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк , Ка-лифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы : «Религии , ценности и вершинные переживания»(1964)

«Эупсихея : дневник» (1965)

«Психология науки: рекогносцировка» (1966)

«Мотивация и личность» (1967)

«По направлению к психологии бытия» (1968)

«Новые измерения человеческой природы» (1971, сбо-

рник статей, опубликованных раннее)

«Памяти Абрахама Маслоу»(1972,опубликован

посмертно, при участии его жены)

III. Часть первая.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая от-вергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в кон-це концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направ-ления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует на-глядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отри-цает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гума-нистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъ-ективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании че-ловека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторич-ными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному зна-чению для того, кто его переживает.

Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачива-лись на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пыта-лись понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий орга-низм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то час-ти, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Мас-лоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это де-лает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удов-летворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно сущест-вует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворе-на, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие че-ловека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и предста-вил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в по-рядке их очередности:

п-ти самоактуа-ли-зации: реали-зация потенциала

Потребности самоуважения: значе-ние, компетентность

Потребности принадлежности и любви: присоеди-нение и принятие

Потребности безопасности: долговременное выживание и ста-бильность

Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребно-сти, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребно-стями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, распо-ложенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотива-ции человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоро-вье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по прин-ципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одно-временно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребно-стей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

 физиологические - 85%,

 безопасность и защита - 70%,

 любовь и принадлежность - 50%,

 самоуважение - 40%,

 самоактуализация - 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более под-робно:

Физиологические потребности

Физиологические потребности непосредственно касаются биологи-ческого выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетво-рить

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»