╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╧ёшїюыюуш  /

└уЁхёёштэюх яютхфхэшх

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Проблем грессивного поведения ост ется кту льной н протяжении всего существов ния

человечеств в связи с его р спростр ненностью и дест билизирующим влиянием. Имеются

предст вления о том, что грессивность имеет исключительно биологическое происхождение,

т кже о том, что он связ н гл вным обр зом с проблем ми воспит ния и культурой(10).

Агрессия предст лен множественными термин ми в обыденной речи. Агрессия

"доброк чественн я"(н стойчивость, н пористость, спортивн я злость, мужество, смелость,

хр брость, отв г , воля, мбиции), грессия "злок чественн я"(н силие, жестокость, н глость,

х мство, н хр п, зло) и собственно грессивный, деструктивный тип грессии(по Фромму).

Деструктивн я грессия всегд ссоцииров л сь с т кими философск-нр вственным

понятием к к зло. Дискуссии о том, является ли зло имм нентным для человек , или он по природе

своей добр, продолж лись в течение многовековой истории человечеств . Уже в древнейшей

философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Кит йский философ Сюн-цзы

счит л, что человек имеет "злую природу". Другой кит йский философ Мэн-цзы провозгл сил

идею о том, что все люди рожд ются добрыми или по меньшей мере нр вственно нейтр льными,

з тем воздействие порочных общественных ф кторов может привести к тому что человек ст нет

злым. Философ был убежден, что р з человек по своей природе добр, то, следов тельно,

принужд ть его к совершению зл зн чит принужд ть к совершению противоестественного.

Подобную идею выск з л и продолжил 19 столетий спустя Ж н-Ж к Руссо(10).

По мнению Lewis DO в отличие от некоторых биологических видов, т ких, к к специ льно

выведенные грессивные грызуны, ни одн из этнических, р совых или религиозных групп не

пок з л себя врожденно более грессивной, чем другие( хотя н протяжении истории, н род той

или иной стр ны периодически проявлял себя в этом отношении отличным от прочих. Соци льные

и биологические н уки пришли к тому, что; возможно н иболее в жное влияние н формиров ние

и р звитие грессивного поведения ок зыв ют средовые ф кторы. К т ковым можно отнести

порочное воспит ние, включ ющее физически н к з ния, мор льное унижение, соци льную и

сенсорную изоляцию, т бу н эмоцион льные проявления, т кже т кие мег -ф кторы к к

скученность(небыв лое увеличение плотности н селения). Природ человеческой грессии с

трудом подд ется н лизу. Поведение и Джек Потрошителя, и Джон Д. Рокфеллер можно

счит ть грессивным одн ко р зниц между ними огромн (11).

К. Лоренц счит ет, что между р зличными человеческими популяциями все же имеются

р зличия в их изн ч льной(врожденной) степени грессивности, что сложилось в результ те

естественного отбор . В к честве пример чрезвыч йно грессивного н род он приводит племя

индейцев Ют . По мнению Лоренц , человек грессивен, т.к. произошел от прим тов. Поскольку

последние являются тр воядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий

хищник м "инстинкт убийцы". У хищников для сохр нения вид должен был в результ те

эволюции возникнуть мех низм тормозящий внутривидовую грессию, т.к. "инстинкт убийцы",

н пр вленный н себе подобных привел бы к полному вымир нию вид . У гоминидов же

необходимости в т ком мех низме не было(природ не могл предусмотреть, что в рук х "голой

обезьяны появится смертоносное оружие)(3). К. Лоренц в своей р боте, посвященной грессии,

тр ктует ее к к движущую силу борьбы з выжив ние, причем эт борьб в основном происходит

внутри одного вид (3).

Р. Докинз р ссм трив л индивидуум , к к эгоистичную м шину, з прогр ммиров нную н то,

чтобы к к можно лучше обеспечив ть свои гены в целом, т.е. к к м шину выжив ния. Т ким

обр зом м шины выжив ния одного вид более непосредственно покуш ются н жизнь другой.

Одн из причин этого состоит в том, что предст вители одного вид , будучи очень сходными

между собой, вынуждены конкуриров ть з все необходимые им ресурсы. Одним из в жных

ресурсов являются бр чные п ртнеры. Конкуренция обычно происходит между с мц ми з с мок.

Это озн ч ет, что с мец может обеспечить сохр нение своих генов, если он н несет к кой-то ущерб

другому с мцу, с которым он конкурирует. Логичный обр з действия состоит в том, чтобы убив ть

своих соперников, з тем съед ть их. Но к нниб лизм и убийство в природе встреч ются кр йне

редко. И в с мом деле, с м я примеч тельн я особенность схв ток между животными состоит в

том, что это- форм льные состяз ния, происходящие подобно боксу или фехтов нию строго по

пр вил м. Если противник своим поведением призн ет пор жение, то победитель воздержив ется

от н несения смертельного уд р или укус . В т ком случ е получ ется, что только HOMO

SAPIENS -единственный вид, убив ющий себе подобных, к к единственный н следник к иновой

печ ти(4).

По мнению Г. М ркузе, цивилиз ция перм нентно нужд ется в сублим ции и

десексу лиз ции, чем осл бляет созд ющий ее Эрос, высвобожд я его р зрушительный

двойник(Т н тос)т.е. грессию. Это угрож ет культуре р сп дом инстинктов, причем влечение к

смерти(р зрушению, деструкции,по большей ч сти ирр цион льной) стремится взять верх н д

инстинкт ми жизни(созид нием)(8).

Основ тель психо н лиз З.Фрейд впервые сформулиров л свое поним ние грессии в

р боте "По ту сторону принцип удовольствия" (1912). В ней он р ссм трив л грессию к к

соединение Эрос (либидо, созид ющего н ч л ) и Т н тос (мортидо, деструктивного н ч л ), с

преобл д нием последнего, т.е. к к слияние сексу льного инстинкт и инстинкт смерти при

доминиров нии последнего. Фрейд счит л, что грессия в человеке это- проявление и

док з тельство биологического инстинкт смерти. Он утвержд л(1933), что Т н тос противостоит

Эросу, и его целью является возвр щение к неорг ническому состоянию. Но к ким обр зом , в

т ком случ е, человек живет дост точно долго, имея врожденный инстинкт смерти? Фрейд счит л,

что есть мех низм нейтр лиз ции внутренней грессии, который является гл вной функцией Эго.

Но Эго не появляется вместе с рождением ребенк , формируется в процессе его р звития. Вместе

с его формиров нием н чин ет р звив ться и мех низм нейтр лиз ции грессии. Доктор

H.Parens, посвятивший свою н учную деятельность изучению грессии у детей, счит ет

безусловным то, что дети уже рожд ются с р зным уровнем грессии. Пр вд , он пр ктически

идентифицирует грессию с ктивностью, счит я, что при норм льном р звитии личности грессия

тр нсформируется в ктивность. Фрейд, к к известно, тоже вн ч ле использов л термины

" грессивный" и " ктивный" к к синонимы(1909), хотя в д льнейшем, в р боте "Новые вводные

лекции" (1933), он использов л слово " ктивный" не к к синоним грессивности, к к н иболее

в жную х р ктеристику этого инстинкт . H.Parens т кже отмеч ет, что грессия может проявляться

в р зных форм х, одн ко все эти формы имеют одну общую черту-они предст вляют собой

попытку субъектов контролиров ть, воздействов ть и спр вляться с с мими собой и окруж ющим

миром.

Достижение любой цели требует взятия под контроль к ких-либо ф кторов встреч ющихся н

пути к цели(способстыующих или препятствующих ее достижению. Цель, выр ж ясь языком

информ ционной термодин мики есть стремление к борьбе с х осом (энтропией) к

структуриров нному состоянию(упорядочению. Для этого необходим энергия н зовем ее в

д нном случ е ктивностью. Тогд грессия есть модулиров нн я энергия, н пр вленн я н

устр нения препятствий, ведущих к цели.

Вместе с тем Фрейд прид в л не столь большое зн чение феномену грессии, счит я

либидо и инстинкт с мосохр нения доминирующими сил ми в человеке. Его ученик Адлер в 1908

г. в к честве принцип , объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие

грессивного стимул в к честве всеобщего("основного") инстинкт . Отсюд все примитивные

влечения, к ким бы обр зом они ни проявлялись, ок зыв ются подчиненными этому

гл вному( грессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт ст новился эквив лентом психической

энергии, служ щей для компенс торного преодоления( грессивным путем) орг нических

недост тков, свойственных тому или иному индивиду;"...неустойчивое психологическое р вновесие

восст н влив ется посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и

проявление грессивного импульс ". В случ е одномоментного проявления, сексу льного, и

грессивного инстинктовпоследний(по мнению Адлер ) всегд доминирует. В последующем Адлер

пришел к выводу, что грессивный инстинкт (импульс) есть способ преодоления

(препятствий,прегр д н пути к цели, вит льным потребностям) и; следов тельно

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»