Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Агрессия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

Кафедра психологии образования

Отделение общей психологии

Выпускная квалификационная работа

на тему

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ

Выполнена: студенткой факультета

психологии

Бархатовой Е.В.

Тула 2003

Работа выполнена на факультете психологии ТГПУ

им. Л. Н. Толстого

Научный руководитель-доцент кафедры

психологии образования Н.Ф. Проскурин

Работа допущена к защите:

Заведующая кафедрой психологии

образования, доктор педагогических наук,

профессор И.Л. Федотенко

Ассистент кафедры психологии

образования Е.П. Зенкина

Рецензенты:

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры практической

психологии С.В. Пазухина

Директор МОУСШ № 36 г. Тулы

В.П. Плетнева

Защита состоится « » июня 2003 г.

В учебном корпусе №4 ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

аудитория № в часов

Декан факультета психологии

Т.И. Лях

Содержание

Введение ………………………………………………………………..5

Глава 1 Теоретический анализ психологический

особенностей личности агрессивных подростков

1.1. Агрессия. Основные подходы к исследованию

агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9

1.1.1. Агрессия как инстинктивное поведение:

психоаналитический подход………………………………………15

1.1.2. Этологический подход………………………………………17

1.1.3. Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18

1.1.4. Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19

1.1.5. Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19

1.1.6. Фрустрационная теория: агрессия и

Фрустрация…………………………………………………………..20

1.1.7. Теория социального научения:

бихевиоральная модель…………………………………………….22

1.1.8. Гуманистическое направление

по изучению агрессии……………………………………………….24

1.1.9. Взгляды отечественных психологов

на агрессию………………………………………………………….25

1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения

подростков………………………………………………………………..29

1.3. Условия возникновения агрессивного поведения

у подростков………………………………………………………………34

1.4. Личность. Психологические особенности личности

агрессивных подростков

1.4.1. Психодинамические теории личности………………………38

1.4.2. Модификация ортодоксального психоанализа

в теории личности……………………………………………………39

1.4.3. Поведенческие теории личности……………………………..40

1.4.4. Гуманистические теории личности…………………………..41

1.4.5. Диспозиционные теории личности…………………………..41

1.4.6. Когнитивные теории личности……………………………….42

1.4.7. Подходы отечественных психологов

к изучению личности…………………………………………………42

Глава 2 Диагностика и коррекция психологических

особенностей личности агрессивных подростков

2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47

2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических

особенностей агрессивных подростков………………………………….49

2.3. Общая характеристика программы психологической

коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58

2.4 Диагностика уровня сформированности

психологических особенностей личности

агрессивных подростков …………………………………………………66

3.Выводы……………………………………………………………………74

4. Заключение………………………………………………………………75

5. Библиография……………………………………………………………76

6. Приложение……………………………………………………………...81

Введение

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности аг-рессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрес-сией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В каче-стве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорб-ление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подоб-ного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда друго-му живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой об-ращения. 8,18. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. 31,416.

Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, кос-венной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические на-правления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагности-ки и коррекции агрессивного поведения.

1.Психоаналитическое направление представленное З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни и др. определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессозна-тельным, как один из способов психологической защиты человека.

2.Поведенческое направление – эта школа возникла как противопостав-ление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается как ситуа-тивное. Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоен-ное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

3.Гуманистическое направление (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз) объ-ясняет, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологи-ческой защиты.

4.Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психоло-гии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессив-ности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее про-явления – биологические, социальные, психологические факторы.

Однако при всем обилии появившихся исследований в современной за-падной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее при-чин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализ-мом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутрен-них (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьез-ное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам два-дцатый век «веком беспокойства и насилия».55,3.

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют эко-номическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседнев-ностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому че-ловеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродук-ция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать аг-рессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации лично-сти и духовных ценностей. Проникновение западных музыкальных стилей и направлений (рок, джаз, блюз, компьютерная музыка), обилие детективов, бое-виков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах. Насаждение западной культуры привело к культу наси-лия, наркотиков, сексуальной распущенности среди малолетних. Рост агрес-сивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших соци-альных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»