Финансы /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра: бухгалтерского учета, анализа и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Финансы»
на тему: «Государственный кредит».
Выполнила ст-ка: Калинина Е.Е. , 5 курс, группа БУиА 6 – 99/2.
Проверил:
Москва 2004.
Содержание: Стр.
1. Сущность и значение государственного кредита. 3.
2. Объективная необходимость использования государственного кредита. 6.
3. Понятие государственного долга. 8.
4. Внутренний и внешний государственный долг . 10.
5. Источники погашения государственного долга. 13.
6. Роль государственного кредита в мобилизации средств населения, предприятий и организаций. 15.
7. Займы, их классификация по праву эмиссии, формам выплаты доходов, методам размещения, срокам погашения. 17.
8. Виды государственных ценных бумаг: выбор их видов, сроков обращения, форм выплаты. 20.
9. Управление государственным долгом. 25.
10. Используемая литература. 33.
1. Сущность и значение государственного кредита.
С точки зрения экономической категории государственный кредит имеет следующие отличия:
• добровольность;
• возвратность и платность;
• обеспеченность государственного кредита всем имуществом государства;
• государственный кредит не имеет целевого характера;
• денежные средства привлекаются на определенный срок, согласно закону о государственном внутреннем долге на срок не более 30 лет и на сумму не более утвержденной законом о Федеральном бюджете на соответствующий год.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:
• наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
• аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
• возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
С точки зрения экономической категории государственный кредит имеет следующие отличия:
• добровольность;
• возвратность и платность;
• обеспеченность государственного кредита всем имуществом государства;
• государственный кредит не имеет целевого характера;
• денежные средства привлекаются на определенный срок, согласно закону о государственном внутреннем долге на срок не более 30 лет и на сумму не более утвержденной законом о Федеральном бюджете на соответствующий год.
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кре¬диту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским креди¬том имеются существенные различия.
Основная, особенность государственного кре¬дита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участ¬вуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефици¬та. Средствами для погашения процентов за пользование государ¬ственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антици¬пированными (взятыми заранее) налогами.
Характерной чертой банковского кредита является производи¬тельное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользова¬ние ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавоч¬ной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (займодателя), юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как пра¬вило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, отно¬сящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то резуль¬татом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотноше¬ний.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банков¬ским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1. В отношениях по государственному кредиту всегда имеется верховенство государства, несмотря на то, что государство являет¬ся заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.
2. Учитывая особую роль государства, оно заключает долго¬срочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необхо¬димо предоставление залога.
3. При банковском кредите договор банковской ссуды заключа¬ется, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях ра¬венства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регули¬ровании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовмес¬тимо с элементом принуждения при заключении кредитной сдел¬ки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа».
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.
Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льгот¬ных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Прези¬дента РФ «О порядке предоставления
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|