←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая ра-бота
на тему:
«Анализ себестоимости
промышленной продукции»
Студента IV курса
специальности «Учет и аудит»
группы 0106 Укр
Ефремова Святослава Алексеевича Руководитель:
Бортникова Н.Ф.
ДОНЕЦК
2002 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА КАТЕГОРИИ «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» 5
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.2. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 9
1.3. ВИДЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ, СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА. 13
1.4. ЗНАЧЕНИЕ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 21
ГЛАВА 2. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 24
2.1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ 24
2.2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ 27
2.3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА 1 ГРН. ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 35
2.4. АНАЛИЗ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 37
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИ АНАЛИЗЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение
Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения эффективности производства. Он является существенной составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная дея-тельность предприятий.
Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производст-венно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяй-ствования.
Важнейшими направлениями технико-экономического анализа деятельности пред-приятия являются:
– анализ объема, ассортимента и реализации продукции;
– анализ трудовых показателей;
– анализ себестоимости продукции;
– анализ прибыли.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях ры-ночных отношений, когда каждое предприятие стремиться извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.
Изучение себестоимости продукции имеет большое значение для предприниматель-ской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базирует-ся на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резер-вов, постоянного контроля использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это является причиной того, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продук-ции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.
Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приво-дит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости — единственная возможность сделать свое производство рента-бельным и получать прибыль.
Радикальные экономические изменения в нашем государстве требуют изменений в управлении, а условия рынка побуждают предприятия стремиться к оптимизации себестои-мости. Этому в значительной мере способствует экономический анализ, от которого зависит качество и оперативность информационного обеспечения руководства.
Приоритет анализа на удовлетворение в первую очередь внутренних пользователей требует решения проблем методического, организационного и управленческого характера.
Проблемам анализа затрат и себестоимости продукции в условиях рыночной эконо-мики нашли свое отражение в научных трудах Бородина А.С., Валуева Б.И., Голова С.Ф., Гуцайлюка З.В., Ефименка В.И., Литвина Б.М., Мниха Е.В., Пархоменка В.М., Кужельного М.В., Кузьминского А.М., Чумаченко М.Г. и других отечественных и зарубежных авторов. Вопросы автоматизированного ведения анализа рассматривались в работах Вериги Ю.А., Завгороднего В.П., Емуранова Т.В.
Целью данной курсовой работы является изучение себестоимости как экономической категории, а также практическое использование аналитических процедур с целью:
– определения резервов снижения себестоимости продукции на предприятии;
– выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудо-вых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции;
– изучения технического и организационного уровня производства;
– использования производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, ра-бочей силы, хозяйственных связей и т. д.
Глава 1. Теоретические вопросы исследования и анализа категории «себестоимость промышленной продукции»
1.1. Экономическая сущность и классификация себестоимости продукции
Себестоимость продукции — один из важнейших экономических показателей дея-тельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции:
1) цеховая — включает затраты данного цеха на производство продукции;
2) общезаводская — показывает все затраты предприятия на производство продукции;
3) полная — характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реали-зацию продукции;
4) отраслевая — зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от орга-низации производства по отрасли в целом.
Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.
Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в матери-альных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется также для согласования пла-на по себестоимости с другими разделами бизнес-плана, для планирования оборотных средств и контроля их использования. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:
1) материальные затраты — зачастую для удобства использования подразделяются на:
– сырье и основные материалы;
– вспомогательные материалы;
– топливо (со стороны);
– энергию (со стороны).
2) амортизация основных фондов;
3) заработная плата;
4) отчисления на социальное страхование;
5) прочие затраты, не распределенные по элементам.
Приблизительная структура затрат на производство промышленной продукции пока-зана в таблице 1.1. Поскольку промышленное производство, как правило, материалоемкое, затраты сырья и основных материалов занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат. И хотя в современных условиях развития промышленного сектора, когда в промыш-ленное производство все больше проникает автоматизация технологических процессов и растет удельный вес амортизации высокотехнологичного оборудования и зарплаты высоко-квалифицированных кадров, материальные затраты не сдают своих позиций, по-прежнему занимая наибольшую долю в структуре затрат.
Таблица 1.1
Ориентировочная структура затрат на производство промышленной продукции
№ Эл. Экономические элементы затрат % в общей сумме затрат
1.1 Сырье и основные материалы 85,5
1.2 Вспомогательные материалы 2,6
1.3 Топливо 0,3
1.4 Энергия 0,6
2 Амортизация 1,6
3, 4 Заработная плата и отчисления на социальное страхование 8,6
5 Прочие затраты, не распределенные по элементам 0,8
ВСЕГО: 100
Структура себестоимости находится в постоянном движении, и на нее влияют сле-дующие факторы:
1) специфика (особенности) предприятия; исходя из этого, различают:
– трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продук-ции);
– материалоемкие (большая доля материальных затрат);
– фондоемкие
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|