Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Волго-Вятский район Российской Федерации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


как снизились показатели естествен-ного прироста и, в свою очередь, возросли миграционные потоки в другие регионы страны. Несмотря на то, что средняя плотность по району состав-ляет примерно 32 человека на км.кв. (что более чем в 4 раза превышает среднюю заселенность территории России), его территория заселена не-равномерно: правобережье Волги примерно в 3 раза плотнее, чем Завол-жье. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. Более 69% населения проживает в городах. Наиболее крупными из них являются Нижний Нов-город (1,4 млн. человек), Киров, Чебоксары, Саранск, насчитывающие от 250 до 450 тыс. человек. Крупнейшую городскую агломерацию района представляет Нижегородская, включающая в себя города Дзержинск, Ба-лахна, Бор, Павлово-на-Оке, Кстово и другие, а также поселки городского типа вблизи Нижнего Новгорода. В данной агломерации проживает свыше 2 млн. человек (около 66% от населения района). Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получило здесь широкое распространение.

Район отличается многонациональным составом населения. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, марийцы, мордовцы и татары. Наиболее древнее население По-волжья составляют народы финно-угорской группы. Вторая группа – тюркская (III – IV века н.э.); третья группа – славянская (XIII век, когда был основан Нижний Новгород). Специализация района тесно связана с его историческим прошлым.

б) трудовые ресурсы.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производи-тельных сил относится обеспеченность регионов трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресур-сов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Трудоспособное население составляет около 4,3 млн. чел. Это более чем 50% населения района. В свою очередь из них более 50% занято в промышленности, а 25% в сельском хозяйстве и в лесном хо-зяйстве. Квалифицированные кадры составляют рабочие традиционных профессий, металлисты, кожевники, речники, деревообделочники.

в) демографические и социальные проблемы региона

Демографическая ситуация в Волго-Вятском экономическом районе остается сложной. Численность населения ежегодно снижается. Основная причина снижения населения – естественная убыль населения, не пере-крываемая миграционным приростом.

В связи с продолжающейся структурной перестройкой и необходимо-стью повышения эффективности производства будет расти уровень безра-ботицы, сохранится также тенденция к увеличению скрытой безработицы, особенно в малых и средних городах с моно отраслевой структурой хозяй-ства. В то же время ожидается снижение уровня безработицы в республи-ках Мордовия и Чувашия, где за счет развития малого бизнеса и предпри-нимательства создаются новые рабочие места.

По состоянию на 01.10.1997 года задолженность работникам образо-вания и здравоохранения имеют все регионы экономического района. Наи-больший размер такой задолженности образовался в Кировской области (за 5 месяцев врачам и 4,6 месяца учителям), в республике Марий Эл (за 3,1 месяца врачам и за 3,2 месяца учителям) и в республике Мордовия (за 2,1 месяца врачам и за 2,8 месяца учителям).

Задержки по выплате заработной платы остаются основной причиной социальной напряженности. По состоянию на 01.10.1997 года задолжен-ность по оплате труда в Кировской области выросла к декабрю 1996 года почти на 50%, в результате в сентябре 1997 года прошли кратковременные забастовки учителей ряда школ области, работники 10 предприятий обо-ронной промышленности провели пикетирование здания областной адми-нистрации.

Во всех регионах принимаются меры по дальнейшему снижению за-долженности по выплате заработной платы, пенсиям и социальным посо-биям. Так, в республике Чувашия на 01.10.1997 года задолженность по оп-лате труда работников ряда основных отраслей экономики, составила 293,5 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с данными по состоянию на 02.06.1997 года на 23,3 млрд. рублей .

Одной из самой острых проблем остается проблема безработицы в связи с сокращением численности занятых в экономике. В республике Чу-вашия на конец марта 1997 года зарегистрировано в органах службы заня-тости в качестве безработных 41,7 тысяч человек, или 6,4% экономически активного населения. В республике Марий Эл уровень безработицы соста-вил 6,1% от экономически активного населения, что почти в 2 раза выше, чем в среднем по России.

Способствовать выходу из кризиса в социальной сфере, по мнению руководства и администраций регионов, должно более четкое распределе-ние прав и ответственности за разработку и реализацию социальной поли-тики между федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного управления, в разработке критериев в оказа-нии помощи населению, нуждающемуся в социальной поддержке. В соот-ветствии с программой занятости в регионах решаются вопросы трудоуст-ройства, профпереподготовки, возможности участия в оплачиваемых об-щественных работах. Кроме того, необходимо в малых и средних городах с моно отраслевой структурой хозяйства широко развивать непроизводст-венную сферу, которая способствовала бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы в регионе. Со стороны фе-деральных органов осуществляется государственная поддержка в виде вы-деления кредитных ресурсов, разработки мероприятий по решению перво-очередных задач регионов. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.1995 года № 1036 «О государственной под-держке социально-экономического развития республики Марий Эл» было предусмотрено решить ряд важнейших проблем республики. Проектом За-кона «О федеральном бюджете на 1997 год» предусмотрено выделить 84 млрд. рублей для реализации «федеральной программы экономического и социального развития республики Мордовия на 1996-2000 годы», утвер-жденной постановлением Правительством РФ от 26.12.1995 года.

Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых про-мышленных объектов, высококвалифицированные кадры создают благо-приятные предпосылки для наращивания экономического потенциала ре-гиона. Однако слабые минерально-сырьевая и топливная базы оказывают сдерживающее влияние на развитие и размещение материало-, топливо- и энергоемких производств.

Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства района.

а) положение отраслей рыночной специализации в про-мышленности района

Волго-Вятский экономический район представляет крупный индуст-риальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Для определения отраслей рыночной специализации промышленности района я решил использовать индекс душевого производства. Данный индекс рас-считывается по формуле: Ид = У отр.р./У нас.р., где

У отр.р. – удельный вес отрасли района в производстве страны;

У нас.р. – удельный вес населения района в производстве страны. В ре-зультате расчета индекса душевого производства (используя данные при-ложения 1 и зная, что удельный вес населения района в производстве стра-ны равен 5,7%), я выяснил, что отраслями рыночной специализации района являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехими-ческая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. Кроме того, отраслями, дополняющими ком-плекс, являются электроэнергетика, топливная, черная и цветная, пищевая промышленность, промышленность стройматериалов.

В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на до-лю продукции отраслей группы Б (производство предметов потребления) – 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России.

Кризис последних лет, охвативший всю экономику страны, негативно отразился и на состоянии экономики Волго-Вятского региона: снизились объемы промышленного производства, показатели жизненного уровня на-селения, нарушились хозяйственные связи.

На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной продукции региона. Глав-ную роль здесь играют машиностроение и металлообработка: авто-, су-до- и станкостроение, производство дизелей, моторов, изделий радиотех-ники, приборов, инструмента. Их удельный вес в структуре промышленно-го производства составляет почти 50%. На общероссийский рынок регион поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехни-ческое и электронное оборудование. Среди отраслей рыночной специали-зации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого спо-собствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобиле-строения. Среди предприятий комплекса выделяются акционерное обще-ство «АвтоГаз», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде вы-пускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в За-волжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышлен-ных тракторов. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему уг-лублению специализации района на производстве продукции машино-строения.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подвод-ных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»