Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Волго-Вятский район Российской Федерации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


промышлен-ность в Чувашии. Особое место занимают изделия декоратовно-прикладного искусства из дерева – «Хохломская», «Городецкая роспись» (Нижегородская область), глины – «Дымковская игрушка» (город Киров).

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инве-стиций на реконструкцию и техническое перевооружение.

Характерные процессы замедления развития экономики страны за по-следние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Эко-номический кризис 90-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского экономического района. Однако сельское хозяйство сохранит свой многоотраслевой характер с преоблада-нием животноводства мясомолочного направления. Главной задачей явля-ются увеличение урожайности зерновых и технических культур, рост по-головья скота и повышение его продуктивности, а также создание прочной кормовой базы. В условиях рыночных отношений развиваются новые формы собственности и хозяйствования.

в) транспорт и экономические связи

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопровод-ным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транс-порт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перево-зок.

Бедность Волго-Вятского района минерально-сырьевыми и топлив-ными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических свя-зей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают то-пливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре-гиона вывозятся древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция ма-шиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорож-ных магистралей, характерная для региона, обеспечивает интенсивно рас-тущий транспортно-экономический обмен между восточными и западны-ми регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский экономиче-ский район осуществляет с Центральным, Поволжским, Уральским рай-онами России. Через территорию района проходят такие магистральные железнодорожные линии, как Москва - Нижний Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. Имеется также ряд желез-ных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.км.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской ма-гистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и дру-гие) создает благоприятные условия для развития речного транспорта, тес-ного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в Рос-сии. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из По-волжья, Северо-Кавказского, Центрального районов и других регионов ев-ропейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляет-ся перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, ме-таллического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судо-ходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомо-бильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Моск-ва – Нижний Новгород. Однако недостаточная протяженность автомо-бильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложен-ные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым по-ступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Си-бири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленно-сти определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономи-ческую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегород-ская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному выходу района на международные рынки препятству-ют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства рай-она во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция ма-шиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет не-высокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В на-стоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об-ластей в международном разделении труда, более полно учитывающий ме-стные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического рай-она разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В перспективе из восточных районов все в больших количествах будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продук-ция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей ры-ночной специализации.

Особенности географического положения района на водных путях с пересекающими их железными дорогами дают возможность шире исполь-зовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокраще-нию транспортных издержек.

г) роль Нижнего Новгорода в хозяйстве региона

Волго-Вятский экономический район всегда относился к числу про-мышленно развитых регионов России. Нижегородская же область – его сердцевина. Вхождение российской экономики в рынок усилило ее значе-ние в экономической жизни страны. Область является финансовым доно-ром, отдавая на формирование государственного бюджета более половины заработанных средств.

Здесь сложился крупный комплекс транспортного машиностроения и химической промышленности. По уровню индустриального развития об-ласть занимает одно из первых мест в стране. Выделяется она в условиях становления рынка значительным притоком иностранных инвестиций. Ос-новным экономическим ядром является Нижегородский промышленный центр с ярко выраженной агломерацией городов-спутников. В Нижегород-ской агломерации сосредоточена значительная часть предприятий обраба-тывающей промышленности Волго-Вятского района, в первую очередь машиностроительных и металлообрабатывающих, нефтеперерабатываю-щих предприятий, а также предприятий химической, стекольной, легкой, пищевой промышленности. В Нижнем Новгороде сосредоточены важней-шие предприятия транспортного машиностроения – «АвтоГаз», судострои-тельный завод «Красное Сормово», заводы «Двигатель революции», фре-зерных станков и др.

В городе Кстово работает нефтеперерабатывающий завод, в городе Бор – стеклозавод им. Горького, льнокомбинат, производящий техниче-ские ткани, и др. предприятия. К спутникам Нижнего Новгорода относятся также Балахна, Городец, Заволжье, Лысково, Богородск, Дзержинск. Эти города имеют ярко выраженную промышленную специализацию. Так, Дзержинск – город химической промышленности, Балахна – целлюлозно-бумажной, Богородск - кожевенной, Правдинск – целлюлозно-бумажной. Малые и средние города Приокского района – Выкса и Кулебаки – центры металлургии, Павлов – автостроения. В агломерации имеется ряд центров оборонного комплекса.

Основные направления в развитии сельского хозяйства являются мо-лочно-мясное животноводство, льноводство, овцеводство, картофелевод-ство, зерновые.

Нижегородская область относится к числу тех немногих российских регионов, которым удалось заметно увеличить приток иностранных вло-жений, активизировать инвестиционную деятельность. Объем иностран-ных инвестиций вырос в области в 1997 году на 20% и составил около 170 миллионов долларов. В 1998 году предполагается довести их до 300-350 миллионов долларов.

Успех связан с тем, что все инвестиционные проекты являются основ-ной частью общей программы экономического развития региона. Все они хорошо проработаны и экономически обоснованы. Многое в этой про-грамме заложено бывшим губернатором области Борисом Немцовым.

Разработано и принято к реализации свыше 200 инвестиционных про-ектов, которые предусматривают совокупность мероприятий (технических, технологических, организационных, экономических) по преобразованию различных отраслей народного хозяйства. Реализация проектов позволит заметно улучшить экономическую ситуацию в Богородском, Починков-ском, Кулебакском и некоторых других районах. Показательно, что, кроме еврооблигаций, привлекаются и собственные средства предприятий. Более 35 миллионов долларов поступило от российских коммерческих банков.

Администрация области рассматривает создание совместных пред-приятий как важный канал привлечения инвестиций. К тому же это реаль-ная возможность освоения мировой культуры бизнеса, что существенно для формирования своего собственного высокопрофессионального класса предпринимателей. К наиболее значимым совместным проектам относится решение вопроса улучшения окружающей среды. Уже установлено обору-дование по очистке производственных стоков. Намечено также строитель-ство завода по производству комбикормов мощностью 140 тысяч тонн в год на площадях АО «Линдовская птицефабрика».

Наиболее крупные проекты по евробондам:

• 2 городских

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»