Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

География отраслей тяжелого машиностроения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптации к новым условиям функционирования за счет качественных сдвигов. За последние три года интенсивность обновления снизилась на 40%, а доля впервые осваиваемой техники — в два раза. Здесь преимущественно способны тиражировать устаревшую технику и соответственно устаревшие технологии.

Итак, состояние развития машиностроительного комплекса России предопределяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию на качественной основе с приращением конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции. Спад капитальных вложений в несколько раз превысил уровень, предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и научно-технических заделов, а также для функционирования инвестиционного комплекса. Такой предельный уровень, оцененный специалистами Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в 16—30% (к 1990 г.). превышен по отдельным предприятиям в 2—5 раз.

Даже если в стране прекратится снижение инвестиционной активности в стране и произойдет некоторое увеличение объемов капитальных вложений в силу действия сложившихся инерционных факторов и отсутствия достаточных финансовых средств у потенциальных инвесторов не удастся стабилизировать спрос на внутреннем рынке по всем основным группам технологического оборудования.

4.2. Финансовое состояние и труд

Исходя из прогнозируемых объемов производства и динамики индексов-дефляторов цен в машиностроении прибыль от всех видов деятельности за 1995 г. оценивается в размере 10 590 млрд. руб. (в фактических ценах рост к 1994 г. в 2,18 раза), на 1996 г. прибыль составила 16 610 млрд. руб.

Рентабельность производства 1996 г. несколько возросла и составила 22—23% против 21,3% в 1995 г. Доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, составила (с учетом инвестируемой) около 74%. По оценке Департамента машиностроения Минэкономики РФ, до 8% прибыли будет направлено на финансирование капитальных вложений. Проведенная переоценка основных фондов на 1 января 1995 г. и переоценка в 1996 г. (в 1,5 раза) увеличила размер амортизации с 1450 млрд. руб. в 1994 г. до 7180 млрд. руб. в 1996 г. Амортизационные отчисления по-прежнему будут оставаться основным источником финансирования капитальных вложений. Таким образом, кардинального улучшения в финансовом состоянии предприятий в 1996 г. не произошло.

В 1995 г. численность работающих на машиностроительных предприятиях сократилась на 271 тыс. чел., или на 11.4%. В 1996 г.. численность уменьшилась еще на 118.6 тыс. чел. (4.6%). В связи с началом процессов реального банкротства и выведения неэффективных производств сокращение численности работников впервые будет соответствовать (по темпам) снижению объема производства.

Среднемесячная заработная плата всего персонала в 1995 г. оценивается в 493 тыс., руб. (рост к 1994 г.— 2.65 раза). На 1996 г. заработная плата была на уровне 630 тыс. руб.: рост в 1.3 раза.

4.3. Институциональные преобразования

Практически все крупные предприятия тяжелого машиностроения уже акционированы. В 1995 г. ускоренными темпами продолжалась приватизация научных организаций отрасли. В 1996 г. в прямом государственном управлении осталось примерно 7% предприятий (против 14% на начало 1995 г.). На приватизированных предприятиях будет производиться 98,9% продукции от общего объема по машиностроению, а доля работающих составит 97,4%.

Из общего количества предприятий и организаций, остающихся в прямом государственном управлении, 29 предприятий и организаций предполагается преобразовать в казенные заводы. Сдерживающим фактором в преобразовании федеральных государственных предприятий в федеральные казенные предприятия является ограниченность средств бюджета для выкупа их кредиторской задолженности.

В 1995 г. начата работа по усилению управления государственной долей капитала в акционерных обществах. Были оформлены 52 доверенности на представление государства в органах управления АО. Пока основными вопросами, решаемыми указанными представителями в АО, являются регулирующие функции по сохранению деятельности предприятий, а также вопросы производственного характера.

4.4. Инновационная и научно-техническая деятельность

Главным направлением инновационной и научно-технической деятельности предприятий и организаций машиностроения в 1996 г. оставалась в основном реализация заданий федеральных научно-технических, инновационных и инвестиционных программ, сформированных в рамках федеральной программы структурной перестройки экономики России. По 4-м федеральным целевым программам, включенным на предварительном рассмотрении в Минэкономики в перечень программ, подлежащих финансированию в 1996 г., госзаказчиком является Роскоммаш. К реализации программ привлечено более 300 ведущих предприятий и научных организаций.

Среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность в народном хозяйстве, основную роль играют монетарные: завышенные кредитные ставки, высокий уровень инфляции и. что особенно характерно для машиностроения. неплатежеспособность заказчиков. Новые технологии, и особенно энергосберегающие, внедрялись только на трети предприятий. Что касается автоматизации процессов производства, то доля предприятий, где ведутся такие работы, составляет пока 11%. При этом внедрение новых технологий наиболее активно осуществляется на крупных предприятиях.

Таким образом, предприятия тяжелого машиностроения оказались наиболее зависимы в области нововведений от влияния экономической конъюнктуры.

Учитывая критическую ситуацию с положением отраслевой науки и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический потенциал, на правительственном уровне в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные меры:

предусмотреть реальные ассигнования на финансирование научно-исследовательских и инновационных работ в размере не менее 3% расходной части годового бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»);

остановить неуправляемое распространение рыночных отношений на научно-техническую сферу;

последовательно изменяя инновационный климат в экономике, способствовать формированию платежеспособного спроса на инновации;

создать условия (экономические, правовые, социальные) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;

переориентировать часть ресурсов в пользу федеральных инновационных программ, подкрепив затраты на НИОКР необходимыми инвестициями и государственной поддержкой.

4.5. Капитальное строительство

Объем капитальных вложений на 1996 г. по объектам производственного и непроизводственного назначения за счет всех источников финансирования составил 7533,7 млрд. руб. , в том числе за счет собственных источников 6230 млрд. руб. (82,7%). Объемы собственных средств предприятий образуются в такой пропорции: 78,5% — за счет амортизационных отчислений. 21,4% — из прибыли. На строительство объектов производственного назначения направлено 5448,7 млрд. руб., в том числе за счет централизованных капитальных вложений всего лишь 263,7 млрд. руб. (4,8%). Для сравнения — в ценах 1991 г. это 0,07—0,08 млрд. руб.

Иные формы привлечения проблемы не решают. Так. по экспертной оценке, в 1996 г. за счет средств местных бюджетов, коммерческого и частного капитала, эмиссии ценных бумаг предприятия намечают использовать на инвестиции 1286,0 млрд. руб. (против 536 млрд. в 1995 г.).

Иностранные инвестиции, по оценке Роскоммаша. могут составить около 67,4 млн. долл. Дальнейший приток иностранных инвестиций в машиностроении сдерживается сохранением инфляционных процессов, а также отсутствием в связи с этим долгосрочных страховых и правовых гарантий для инвесторов.

Капитальные вложения производственного назначения за счет средств федерального бюджета составили 263.74 млрд. руб. или 4.8% от общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансирования.

В связи с ограниченностью бюджетных средств финансирование последних из названных программ осуществляется не полностью, а только в рамках первоочередных мероприятий и отдельных объектов. По той же причине в инвестиционной программе 1996 г. не решаются многие важнейшие проблемы машиностроения, по большинству которых имеются поручения правительственных органов, в том числе не обеспечиваются:

завершение создания мощностей по производству новых видов тяжелых промышленных тракторов и дизельных двигателей к ним в АО «Промтрактор» и АО «Дизельпром» (Чебоксары), по которым имеются неоднократные руководящие поручения;

создание мощностей на АО «Уральский автомобильный завод» по выпуску грузовых автомобилей грузоподъемностью до 23 т типа «Ивеко» для работы в условиях Севера на объектах топливно-энергетического комплекса.

Общая дополнительная потребность в централизованных капитальных вложениях превышает 1,9 трлн. руб. В связи с ограниченностью капитальных вложений за счет централизованных источников получат дальнейшее развитие инвестиционные конкурсы. В 1995 г. государственная поддержка на конкурсной основе оказывалась 14 предприятиям машиностроения в размере 144 млрд. руб., что позволило им привлечь 396 млрд. руб. инвестиций за счет собственных и заемных средств.

4.6. Внешнеэкономическая деятельность

При оценке состояния товарооборота со странами дальнего и ближнего зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»