Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

География США

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


котором он получил свой чартер. Это означало, что они, в сущности, не могли развивать систему банковских отде-лений, вследствие чего банковская система страны стала тяготеть к фрагментарной структуре из небольших по территории и практически автономных районов. Скорее всего, именно этот факт и стал главным поводом к созданию институтов, подобных Первому банку Соединенных Штатов, – во всяком случае, было высказано мнение, что если бы в 1814 году Первый банк еще существовал, многих происшедших тогда беспорядков в банковской сфере можно было избе-жать.

Чрезвычайно серьезной проблемой на всем протяжении истории американского банков-ского бизнеса до образования Федеральной резервной системы было именно отсутствие отла-женной системы взаимного погашения (клиринга) банкнот различных банков. Поскольку банки штата обычно не имели отделений в других штатах, а у многих даже не было и корреспонден-тов, то никакой системы аккумуляции банкнот с последующим появлением их к платежу не существовало. Эту функцию на первых порах, причем довольно успешно, взял на себя Первый банк Соединенных Штатов. Отсюда становится вполне понятным учреждение в 1816 году Вто-рого банка Соединенных Штатов (Second Bank of the United States). Этому предшествовал раз-разившийся в 1813 году, в разгар войны, острый финансовый кризис, вызвавший общую отмену платежей звонкой монетой (за исключением банков Новой Англии). Новый министр финансов Джеймс Даллас (James Dallas) предложил основать новый Центральный банк соединенных Штатов. Банк, основанный при капитале в 35 млн. долларов, начал функционировать в 1817 го-ду. В том же году возобновились платежи звонкой монетой.

Как и в случае с Первым банком, на часть капитала нового банка подписалось федераль-ное правительство, предполагая хранить на счетах средства федерального казначейства. Двумя главными новшествами чартера банка стали право на учреждение им своих отделений в штатах без согласования с их правительствами, а также статья, направленная на сведение к минимуму возможности приостановки денежных выплат – в этом случае банк должен был уплатить штраф в размере 12 процентов той суммы обязательств, которую он был не в состоянии погасить.

По мнению министра финансов в 1801-1814 годах Элберта Галлатина (Albert Gallatin), именно учреждение Второго банка было в числе главных причин, способствовавших возобнов-лению банками штатов платежей, поскольку он предложил конвенцию, с которой те в конце концов согласились – интересно заметить, что одним из выдвинутых при этом условий было предоставление (в разумных, разумеется, пределах) Вторым банком Соединенных Штатов сво-их ресурсов для поддержки банков штатов в экстремальных ситуациях, когда доверие к ним могло оказаться под угрозой.

Вопрос о банке приобрел особо важное значение в период президентства Эндрю Джексо-на (Andrew Jackson) (1829-1837). Уже через несколько лет это учреждение с 25-ю филиалами по числу образованных к тому времени штатов оказалось втянутым в острый конфликт. Чрезмерно разросшиеся, в особенности в новых штатах (Индиана, Миссисипи, Иллинойс, Алабама, Мис-сури) банки в большинстве случаев оказались в 1819 году жертвами краха, вызванного выпус-ком огромного количества банкнот. Тогда в адрес банка послышались упреки в том, что он если не явился прямым виновником кризиса (якобы он «копил» векселя, а затем предъявлял их к об-мену на золото), то, по крайней мере, ничего и не сделал для его смягчения. Назначенное по этому поводу расследование обнаружило серьезные непорядки в ведении дел в одном из самых крупных отделений банка (Балтиморском).

Когда Джексон занял пост президента страны, он объявил банку настоящую войну, а, столкнувшись несколько раз с «недопустимым» своеволием его директоров, решил вообще уничтожить это учреждение. В президентском послании 1832 года Джексон рекомендовал кон-грессу изъять из банка все вклады правительства. Не получив согласия конгресса на эту акцию, президент приказал сделать это министру финансов явочным порядком. Последний отказался исполнить это распоряжение, был уволен и замещен другим, который также не выполнил при-каз президента, и был заменен, затем – генеральным атторнеем Тенеем (Teney), извлекшим вклады правительства из Центрального банка и разместившим их в специально отобранных банках штатов. Эта акция вызвала финансовый кризис, который сопровождался сильным ком-мерческим кризисом, продлившимся несколько лет. Сенат принял по этому поводу резолюцию, выражавшую порицание президенту, но плата представителей не пожелала присоединиться к ней. Излишне говорить о том, что концессия банка, срок которой истекал в 1836 году, не была возобновлена, в результате чего это национальное учреждение превратилось в простой частный банк; данное событие ознаменовало прекращение всяческих попыток по созданию в Америке Центрального банка на многие десятилетия.

Новая «эпидемия» массового прекращения денежных выплат имела место в 1836 году. За-дача, которую Джексон оставил своему другу Ван Бюрену (Van Buren) (президент в 1837-1841 годах), казалась легкой; но едва лишь новый президент успел приступить к своим обязанно-стям, как в области кредита и торгового оборота неожиданно разразился кризис неслыханной силы. Он был вызван 4 причинами:

• увеличением числа банков по истечении срока концессии Второго банка Соединенных Штатов;

• усиленной спекуляцией федеральными (государственными) землями на западе страны, об-легчаемой чрезвычайной доступностью кредита;

• историей Второго банка Соединенных Штатов;

• циркулярном, изданным буквально в последние месяцы президентства Джексона, требо-вавшим уплаты за приобретаемые федеральные земли исключительно звонкой монетой.

Кризис первоначально обрушился на банки в северо-восточных штатах. В мае 1837 года прекратили платежи звонкой монетой все нью-йоркские банки, вскоре это распространилось и на другие банки, и число банкротств очень возросло. Была созвана чрезвычайная сессия кон-гресса (сентябрь-октябрь 1838), но президент не одобрил ее вмешательства в положение денеж-ного рынка, так как, по его мнению, такое вмешательство выходило за рамки компетенции фе-дерального правительства. Взамен в президентском послании он ограничился тем, что в инте-ресах целесообразного устройства федеральных финансов предложил частичную реорганиза-цию министерства финансов, так называемую subtreasure scheme; система эта была принята в 1840 году, отменена в 1841, восстановлена в 1846 и функционирует до сих пор.

Кризис затянулся до 1840 года; раздраженная выпавшими на ее долю бедствиями масса избирателей свалила всю ответственность на демократическую партию, и это стоило ей буду-щих выборов.

Вероятно, худшей чертой тогдашней американской банковской системы, на которую можно возложить изрядную часть вины, было чрезвычайно добродушие при объявлении бан-кротства неплатежеспособных банков. Если взять в качестве примера штат Нью-Йорк, то чар-теры, выданные здесь до 1828 года, предусматривали прекращение операций банка, который задерживал свои планы в среднем на 3 месяца – за исключением тех случаев, когда вердикт о продолжении его деятельности был вынесен, - после изучения его текущего состояния, опреде-ленным должностным лицом штата – в этом случае он подлежал ликвидации лишь в случае не-возобновления платежей еще в течение года. Чартеры, выданные после 1828 года, сократили разрешенный срок приостановки выплат до 10 дней. Однако в 1837 году все эти меры утратили всякую силу, поскольку законодательное собрание штата приняло Закон о приостановке выплат (The Suspendion Act), который разрешал банкам автоматически продолжать свою деятельность еще в течение года после приостановки выплат, не обращаясь за специальным разрешением к названному должностному лицу.

Примеру Нью-Йорка последовали и другие штаты, приняв свои варианты подобного зако-на, схожие или даже худшие по своему эффекту. В следующий раз выплаты были приостанов-лены в 1839 году; на сей раз это коснулось Пенсильвании и штатов к югу и западу от нее. Пен-сильвания приняла закон, разрешавший банкам задерживать выплаты в обмен на предоставле-ние займа по штату (денежные выплаты по этому закону должны были быть восстановлены че-рез год, то есть в данном случае в 1841 году, однако взятые банками кредитные обязательства, естественно, поставили возобновление выплат под еще большее сомнение, и в результате был принят еще один закон, который позволил банкам не выплачивать денег в течение всего перио-да погашения этого займа; таким образом, этот срок мог вполне неофициально растягиваться до 5 лет).

Но, начиная с 1840-х годов в функционировании банковского бизнеса на уровне штатов наметились явные признаки улучшения. Большинство штатов уже справились к тому времени с задачей законодательного обеспечения своевременности оплаты учредителями уставного капи-тала банков. Более трудной была задача противостоять избыточной эмиссии – не только воз-можному, но и почти «обязательному» явлению при слишком растянутом сроке погашения банкнот, а также защитить их держателей от возможных потерь в случае приостановки выплат. Одной из первых и самых удачных попыток стала добровольная система, созданная Suffolk Bank of Massachusetts. Прежде чем пояснить, в чем заключается ее суть, необходимо сказать, что банкноты циркулировали с определенным дизажио, которое зависело от степени сложности доставки для погашения эмитировавшему их банку. Чем меньше был шанс, что их предъявят к оплате, тем больше был соблазн для этого банка прибегнуть к экспансии, то есть выпустить большую массу банкнот, что позволяло сделать обеспечение без риска для собственного положения. Из-за отсутствия какого бы то ни было механизма сбора банкнот наиболее «ушлые» банки стали сознательно располагаться в захолустье. В Массачусетсе ситуация была именно такой.

Совершенно для себя неожиданно банки Бостона (столицы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»