Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Геополитика и геоэкономика Норвегии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


проектов на сумму около 140 миллионов шведских крон (около 20 миллионов долларов США).

На III сессии министров иностранных дел СБЕР в Рованиеми 6 октября 1995 года была принята своего рода укрупненная региональная программа, предусматривающая реконст-рукцию металлургических предприятий в Мурманской и Архангельской областях, модер-низацию морских портов и аэропортов, другие крупные проекты, в том числе в Карелии и Ненецком автономном округе. Эта программа была конкретизирована на встречах минист-ров экономики (Мурманск, май 1996 года) и транспорта (Архангельск, сентябрь 1996 года).

Россия в течение всего 1996 года выполняла функции председателя СБЕР и вела дело к реализации согласованных приоритетных проектов сотрудничества в своих северо-западных регионах.

5—6 ноября 1996 года в Петрозаводске под председательством России состоялась чет-вертая сессия Совета безопасности Баренцева/Евро-арктического региона на уровне мини-стров иностранных дел. Принято Совместное заявление, в котором отражены основные ре-зультаты и намечены ориентиры дальнейшей деятельности Совета. Этот документ направ-лен участникам встречи на высшем уровне Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся в Лиссабоне 2—3 декабря 1996 года, в качестве вклада СБЕР в ра-боту по формированию новой модели безопасности для Европы XXI века.

Хотя формально вопросы безопасности и военной политики не входят в компетенцию СБЕР, он выполняет важные функции косвенного содействия укреплению безопасности в регионе и — в более широком смысле — во всей Европе. Имеется в виду содействие соци-ально-экономической стабилизации жизни населения, в первую очередь в северо-западных регионах России. Оказывается помощь в области конверсии военного производства, мони-торинга экологической ситуации, ядерной и радиационной безопасности. В планах на бу-дущее — развитие модели общественной безопасности, трансграничного сотрудничества в борьбе с контрабандой, незаконной миграцией, наркобизнесом.

4.2. Приоритетные программы СБЕР и направления сотрудничества в регионе.

Практическая составляющая баренцева сотрудничества — это динамично развивающиеся связи между странами, регионами и людьми.

По понятным причинам для нас на одном из первых мест в Баренцевом сотрудничестве стоит решение социально-экономических проблем. Применительно к северным районам России эти проблемы имеют особую остроту и специфику.

Россия не скрываем перед Норвегией и другими нашими партнерами по СБЕР своей за-интересованности в привлечении финансовых ресурсов и научно-технического опыта Стран-членов и наблюдателей Совета. Цель — ускорить экономический подъем в россий-ских северо-западных и северных районах. Разумеется, это должно происходить на услови-ях взаимной выгоды, с пользой и для нас, и для наших партнеров по СБЕР.

Дело в том, что высокоразвитая экономика наших северных партнеров соседствует с ог-ромными запасами природных ресурсов у нас, выходом на новые перспективные рынки. А это, в принципе, должно привлекать капитал и создавать хороший инвестиционный кли-мат.

Российский Северо-запад обладает современным научным, производственным и техни-ческим потенциалом для участия в международной кооперации. Предприятия, располо-женные в Архангельской и Мурманской областях. Республике Карелия, Ненецком авто-номном округе, вполне могут стать равноправными партнерами в реализации самых слож-ных проектов. В то же время структура норвежской экономики состоит в основном из малых и средних предприятий. Подключение их возможностей к осуществлению проектов, не требующих особо крупных финансовых вложений и со сравнительно коротким перио-дом окупаемости, может сыграть роль катализатора в деле привлечения и других инвесто-ров.

Хотя уже есть положительные примеры участия Норвегии, других стран СБЕР в осуще-ствлении ряда интересных и перспективных программ, подключение предпринимателей — как отечественных, так и иностранных — к решению взаимовыгодных задач в российской части региона могло бы быть и более активным.

В октябре — ноябре 1995 года и в октябре 1996 года в Мурманске состоялись междуна-родные конференции деловых кругов региона СБЕР, имевшие цель способствовать более активному привлечению иностранного капитала в экономику Севера России, в том числе в области среднего и малого бизнеса.

При активном участии норвежской стороны, а также Финляндии, Швеции и Европейско-го банка реконструкции и развития в конце 1995 года учрежден "Фонд венчурного капитала Северо-запада России". Цель — долгосрочное рисковое (венчурное) инвестирование в ком-пании среднего размера (от 150 до 5 тысяч работающих) в Республике Карелия, Архангель-ской и Мурманской областях. Уставной капитал составляет 53 миллиона долларов США. Фонд уже приступил к разработке проектов сотрудничества.

В развитие баренцева сотрудничества правительство Норвегии по инициативе своего министерства промышленности и энергетики учредило государственный инвестиционный фонд для Северо-запада России в размере 180 миллионов норвежских крон (около 30 мил-лионов долларов США). Это создает дополнительные возможности для реализации пер-спективных инвестиционных программ.

В 1993 году открыты ген консульства России в Киркенесе и Норвегии в Мурманске. Их деятельность также содействует использованию потенциала, заложенного в сотрудничест-ве стран Баренцева региона.

Важным направлением совместной работы России и Норвегии, а также наших партне-ров по СБЕР, входящих в Евросоюз, является поиск международных средств технического содействия разработке соответствующей проектной документации, доведению ее до необ-ходимых международных стандартов.

В этой связи СБЕР, в качестве авторитетной международной региональной структуры, членом которой, к тому же, является Комиссия ЕС, может служить хорошим инструмен-том для дальнейшего совершенствования известной программы технического содействия ЕС, рассчитанной для России и стран СНГ (ТАСИС). В частности, последние изменения регламента этой программы, позволяющие использовать до 10 процентов ее средств на цели инвестирования, свидетельствуют о готовности партнеров идти навстречу решению проблем финансирования проектов.

В период председательства России в СБЕР в 1996 году были высказаны и нашли понима-ние наши конкретные предложения о более эффективном использовании в Баренцевом ре-гионе средств ТАСИС и состыковки этой программы с другими программами ЕС, например Программой трансграничного сотрудничества (ИНТЕРРЕГ), интерес к участию в которой проявила и Норвегия.

Наметились определенные сдвиги по ряду приоритетных программ СБЕР.

Так, норвежская компания "Квернер" принимает участие в реализации конверсионного проекта по созданию на базе предприятия "Звездочка" в Северодвинске Архангельской об-ласти информационного центра разработки и обеспечения строительства оборудования для шельфовой нефтегазодобычи.

Разработаны технико-экономические обоснования других важных проектов — строи-тельства завода по утилизации старых судов и грузового терминала в бухте Белокаменная, а также модернизация Кандалакшского алюминиевого комбината (Мурманская область). Есть реальные возможности активного финансового участия норвежской стороны в осуще-ствлении обоих проектов.

Близится к завершению строительство железнодорожной ветки Ледмозеро—Кочкома, которая должна стать важным звеном в системе транспортных коридоров в Баренцевом ре-гионе. Требуются дополнительные финансовые средства, в связи с чем были проведены пе-реговоры с европейскими банковскими структурами о возможности оказания содействия в строительстве этой первой в истории послевоенного времени коммерческой железной до-роги. Правда, ситуация здесь довольно типичная в. том, что касается реализации проектов СБЕР вообще: наши партнеры нуждаются в четких и надежных финансовых гарантиях. В связи с этим прорабатываются возможности предоставления таких гарантий со стороны за-интересованных российских регионов.

Дан старт переговорам с нашими партнерами о возможности финансирования строитель-ства Кольской АЭС-2 — проекта, от осуществления которого зависит дальнейшее развитие экономики Мурманской области.

С норвежскими и другими нашими партнерами достигнуто взаимопонимание относи-тельно сосредоточения усилий на 4—5 наиболее перспективных и разработанных проектах, чтобы уже в ближайшее время получить конкретную отдачу и показать эффективность ба-ренцева сотрудничества. МИД и Минэкономики России вместе с администрациями заинте-ресованных регионов рассматривают возможность принятия целевой федеральной программы участия России в баренцевом сотрудничестве. Другой вариант — включение ряда проектов СБЕР в качестве подпрограмм в уже разрабатываемые, например "Мировой оке-ан".

Пожалуй, наиболее результативным направлением сотрудничества в регионе является взаимодействие в области охраны природы и повышения качества окружающей среды, пять основных пунктов которого зафиксированы в Декларации руководителей природоохранных ведомств СБЕР, принятой в Рованиеми (Финляндия) в декабре 1995 года. Государства — участники vBEP в качестве приоритетных рассматривают сотрудничество по повышению ядерной и радиационной безопасн8сти и предотвращение промышленных загрязнений. С российской стороны важность радиационной проблематики была подтверждена в ходе встречи руководителей "большой семерки" и Президента России, состоявшейся в Москве в 1996 году.

В частности, Северный фонд финансирования экологических проектов (НЕФКО) и Про-грамма наблюдения за экологией Арктики (АМАП) провели большую работу по идентифи-кации приоритетных проектов по проблематике радиационной безопасности. Практически завершены подготовительные мероприятия по увеличению мощности объекта по перера-ботке жидких

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»