Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Геополитика и геоэкономика Норвегии

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


жидких радиоактивных отходов в Мурманске. Этот проект осуществляется в рамках трехстороннего российско-норвежско-американского сотрудничества. Имеются определен-ные успехи и в деле установления системы мониторинга радиационной обстановки в Ба-ренцевом регионе. Россия, Норвегия и Финляндия осуществляют совместный проект по созданию такой системы применительно к Кольской АЭС.

Ярким примером успешного привлечения международных институтов к финансирова-нию природоохранных проектов стала российско-норвежская программа "Чистое произ-водство" (к ней присоединилась также Финляндия), в которой достигнуто оптимальное со-четание экологических и экономических интересов. Она позволяет за счет минимальных, а зачастую и нулевых инвестиций, добиваться существенного сокращения выбросов предприятиями загрязняющих веществ в окружающую среду. Сокращение загрязнений на 20—30 процентов достигается за счет внедрения новых инженерных решений, позволяющих снизить потребление воды, энергоресурсов, более рационально использовать сырье. Под-считано, что на каждый инвестированный в эту программу доллар российские предприятия, участвующие в "Чистом производстве", получат от 10 до 15 долларов экономического эф-фекта.

Другим важным направлением деятельности СБЕР, где имеет место успешное сотрудни-чество России и Норвегии, является деятельность Рабочей группы по Северному морскому пути. Группа изучает возможность практического использования данного маршрута для международного коммерческого судоходства. Базовым для ее деятельности является рос-сийско-норвежско-японский проект — Международная научная программа Северный мор-ской путь (ИНСРОП), — к которому в последнее время присоединяются и другие страны-члены и наблюдатели в СБЕР.

Интерес наших партнеров к транспортным перевозкам грузов по маршруту Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, вполне понятен. Расстояние, например, между Гамбургом и Иокогамой по Севморпути со-ставляет около 7 тысяч миль, в то время как через Суэцкий канал — 11,5 тысячи миль, а путь из Гамбурга в тихоокеанские порты вдвое короче, чем через Панамский канал.

В рамках норвежской программы для Восточной Европы реализуется интересная про-грамма развития научно-технических связей в Баренцевом регионе между норвежским тех-нологическим центром (СИНТЕФ) и Кольским научным центром РАН (КНЦ). Ее основная цель — создание устойчивых технологических и производственных связей между норвеж-скими, а также скандинавскими компаниями и предприятиями российской части Баренцева региона.

Есть продвижение и по ряду других проектов. Разумеется, этот прогресс значительно меньше масштаба остающихся проблем и новых вызовов на пороге XXI века. Но и он спо-собствует хотя бы некоторому улучшению условий жизни людей региона. Баренцев про-цесс с самого начала и замышлялся как движение по нескольким направлениям. Крупно-масштабные экономические проекты, которые мы все хотели бы видеть, — это лишь одно из них, хотя и очень важное. С точки зрения более отдаленной перспективы не менее важ-но, например, гуманитарно-культурное направление как реальная возможность создания в регионе — причем на уровне простых жителей — принципиально новой атмосферы обще-ния, новой культуры сотрудничества. Мы закладываем тем самым основу на будущее.

4.3. Совет государств Балтийского моря.

В этом плане трудно переоценить значение мирного сотрудничества, осуществляемого в чувствительной и, можно сказать, ключевой, с точки зрения стратегической стабильности, геополитической зоне континента — в Арктике, приполярных регионах. Осенью 1996 года создана еще одна региональная организация — Арктический совет. В него вошли Россия, США, Канада, северные страны и ряд организаций коренных народов Севера. Российские, норвежские и другие эксперты Совета ныне работают над стратегией устойчивого развития и экономического сотрудничества в Арктике. Это один из главных вопросов повестки дня конференции министров по делам окружающей среды стран Арктического совета, которая должна пройти 26—27 июня 1997 года в Тромсё (Норвегия). Поддержание экологического равновесия в регионе является заботой всех приполярных государств, и можно только при-ветствовать готовность наших северных партнеров помочь России внедрять на ее арктиче-ских территориях экологически чистые технологии, например в области энергетики.

Россия и Норвегия принимают активное участие также в Совете государств Балтийского моря, созданного на прошедшей 5—6 марта 1992 года в Копенгагене конференции минист-ров иностранных дел стран региона. В Совет входят, помимо России и Норвегии, Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская комис-сия. В 1995 году в его состав принята также Исландия.

3—4 мая 1996 года в Висбю (Швеция) впервые проведена встреча глав правительств стран — членов СГБМ, на которой принято решение содействовать повышению роли Сове-та как органа регионального сотрудничества, всемерно поощрять углубление взаимодейст-вия в экономической, экологической областях и, что особенно важно, в сфере обеспечения прав человека. О своей готовности играть более активную роль в развитии общебалтийского сотрудничества заявила Европейская комиссия. Большое внимание уделяется вопро-сам усиления регионального сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, не-законным оборотом наркотиков, оружия и т.п. Россия и Норвегия сотрудничают в создан-ной недавно Группе специальных представителей премьер-министров стран СГБМ по борьбе с организованной преступностью.

Обе страны выступают за создание в регионе Балтийского моря зоны интенсивного эко-номического сотрудничества. Что касается России, то в деятельности СГБМ на экономиче-ском направлении особое внимание уделяется таким приоритетным вопросам, как развитие морских портов, участков транспортных коридоров, создание Балтийской энергетической системы.

Регион Балтийского моря обладает хорошим экономическим, политическим, интеллек-туальным потенциалом, является элементом новой стабильной Европы. Структуры и ин-ституты Европейского союза при этом могут сыграть позитивную роль в качестве связую-щего звена между ЕС и странами региона, в него не входящими, к которым как раз и отно-сятся Россия и Норвегия.

Важно, чтобы это происходило при одновременном росте значения СГВМ как органа, призванного содействовать, прежде всего, сближению всех государств Балтийского моря, региональному сотрудничеству и взаимодействию.

Следует отметить и субрегиональное сотрудничество, которое органично вписывается в общую систему межгосударственных отношений. Имеется в виду сотрудничество гу-берний и областей, муниципалитетов, органов самоуправления. 7—8 октября 1993 года в норвежском городе Ставангере состоялась первая Конференция субрегионов стран, вхо-дящих в Совет государств Балтийского моря, в которой приняли участие представители более 30 административно-территориальных единиц, в том числе от России — Санкт-Петербурга, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Рес-публики Карелия. Конференции субрегионов проводятся ежегодно.

Современный постоянно усложняющийся мир, научно-технический прогресс, нарас-тающие экологические проблемы, которые не знают административных границ, преступ-ность — все это объективно повышает ответственность субрегиональных и муниципаль-ных администраций перед живущими здесь людьми. Нередко местные администрации являются инициаторами проектов как локального, так и трансграничного масштаба. При-мером такого проекта может служить "Голубая дорога" — автомагистраль и туристиче-ский маршрут, связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию (Республика Ка-релия).

В Норвегии и других северных странах накоплен значительный опыт развития связей между сопредельными территориями. В Европе трансграничные отношения вообще име-ют давние традиции, опираются на хорошо разработанную юридическую базу и вполне естественно дополняют интеграционные процессы. Опыт взаимодействия местных орга-нов власти, например на норвежско-шведской границе, может представить интерес и в более широком плане.

Созданием Арктического совета, по существу, завершилось формирование сети регио-нальных международных организаций сотрудничества, сфера действия которых охваты-вает северные и северо-западные районы России, и большинство граничащих с ними за-рубежных стран. Деятельность этого Совета и уже зарекомендовавших себя Совета Ба-ренцева/Евро-арктического региона и Совета государств Балтийского моря объективно отвечает интересам развития сотрудничества в политической, экономической, природо-охранной и других областях как в масштабах всей России, так и применительно к отдель-ным субъектам федерации.

Мы имеем дело с перспективными региональными структурами, в рамках которых все уча-стники, в том числе и Россия с Норвегией, вырабатывают общие подходы, решают взаимо-зависимые проблемы и одновременно демонстрируют свою открытость, приглашают все заинтересованные страны к реализации конкретных проектов взаимодействия, вносят тем самым свой вклад в создание стабильной и добрососедской обстановки на Севере и Евро-пейском континенте в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Норвежские власти по многим причинам придают большое значение развитию Баренцева региона. Это один из районов в котором холодная война была особенно холодной. Поэтому необходимо заботится о том, чтобы использовать имеющуюся историческую возможность для установления прочных, добрых и мирных связей. Лучший способ предотвратить появ-ление нового недоверия и конфликтов - это взаимно налаживать долговременное и обязы-вающее сотрудничество между российскими и норвежскими обществами во всех важных областях жизни.

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»