Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Геополитика и геоэкономика Норвегии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


разработана компромиссная фор-мула ассоциированного членства, устраивающая все стороны.

Можно сказать, что, благодаря участию в Шенгенском договоре, Норвегия вне ЕС доби-лась своего вовлечения в ещё одну важную область развития европейской интеграции.

В настоящее время возникло кажущееся затишье во внутри норвежской общеевропей-ской дискуссии об отношениях между Норвегией и ЕС. Не ставится вопрос о подаче новой заявки на вступление в Союз до 2000 года и политики в меньшей степени оперируют брюссельской аргументацией для отстаивания своих позиций. Однако тема ЕС постоянно присутствует на газетных полосах и остаётся актуальной для политического истэблишмен-та страны.

Многие обозреватели считают, что, поставив себя вне ЕС , Норвегии удалось сохранить собственное лицо и способность действовать на международной арене, исходя из собствен-ных интересов, без оглядки на европейских партнеров. Свидетельством тому стала актив-ная деятельность Норвегии на Ближнем Востоке и посредничество в процессе мирного урегулирования в Гватемале, когда страну воспринимали как независимого самостоятель-ного участника, а не представителя ЕС. Вместе с тем , несмотря на очевидные успехи нор-вежской внешней политики, можно с уверенностью сказать, что в геополитическом мас-штабе позиции Норвегии после референдума в 1994 году в большей степени ослабли, чем укрепились.

Тем не менее, страна представляет большой интерес для России как торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила и ограничения ЕС, ус-танавливаемые на ввозимые товары. Активными темпами развивается сотрудничество Рос-сии, Норвегии, Швеции и Финляндии в рамках региона Баренцева моря. Продолжается ин-тенсификация контактов в приграничных районах Севера. Таким образом, опираясь на по-зитивный опыт деятельности на норвежском рынке ряда российских предприятий, можно предположить что торгово-экономические отношения между нашими странами окажутся своего рода трамплином для выхода России на европейский рынок.

Именно в особенности Норвегии заключается предсказуемость и определенная законо-мерность негативного результата референдума 1994 года. Страна предпочла сохранение существующего положения и не захотела отдавать часть своего суверенитета во имя идеи европейской интеграции. Не исключено, что, норвежцы, стремясь не отстать от развития европейской системы , вернутся к вопросу о вступлении в ЕС уже в начале следующего столетия , но тогда кандидатура Норвегии будет рассматриваться в числе стран Восточной Европы и мало вероятно, что условия её возможного членства в ЕС будут теми же, что и в 1994 году.

Глава 2. Норвегия: современный взгляд.

2.1 Основные экономические ресурсы.

Норвегия - индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в экономике энер-гоемких отраслей промышленности, а также судоходства, рыболовного промысла и в по-следние годы - нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Господствующее положение в экономике занимает частнокапиталистический сектор. В послевоенный период в стране происходит интенсивный процесс концентрации капитала. На крупные предприятия (500 и более занятых), составляющие 1% общего числа промыш-ленных предприятий (82%), предприятий - мелкие, с числом занятых до 50 человек, прихо-дится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мел-ких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промыш-ленности и судоходство).

Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес зани-мает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др. Достоверные запасы нефти составляют более 800 млн.т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров.

Ведущие отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтехимическая, электроме-таллургическая, радиоэлектронная, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, судострои-тельная. Норвегия занимает ведущие места по производству электроэнергии на душу насе-ления, производству целлюлозно-бумажной массы, алюминия и ферросплавов.

В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства (до 10 га земли). Рас-пространена производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль - интенсивное жи-вотноводство мясомолочного направления Развито овцеводство. Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает себя примерно на 40%. Важное место в экономике занимает рыболовство (по экспорту рыбопродуктов - второе место в мире) и лесоводство.

Основной вид транспорта - морской. Более 90% тоннажа торгового флота занято на меж-дународных перевозках по иностранным фрахтам. Норвегия стоит на одном из первых мест в мире по внутренним перевозкам пассажиров на самолетах (в расчете на душу населения). Железные дороги (государственные, 50% - электрифицировано) - 4,24 км., автодороги -79,8 тыс.км.

Важную роль играет внешняя торговля. За счет импорта покрываются потребности в не-которых видах минерального топлива, бокситах, железной, марганцевой и хромовых рудах, автомобилях и др. Экспорт: продукция нефтедобывающей, нефтехимической, лесообраба-тывающей, электрохимической, электрометаллургической промышленности, продовольст-вие. Главные внешнеторговые партнеры: Великобритания, Швеция, Германия.

В приложениях представлена экономическая карта Норвегии.

Общие капитальные вложения в прибрежный нефтяной сектор достигли рекордной циф-ры-60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП, значительно способствовали росту других отраслей материального производства, изготовлявших оборудование для нефтедобычи, и создавали соответствующую инфраструктуру. Цель этого огромного инвестирования-повысить доходность нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны. Инвестиции в основном направлены в гигантское месторождение Стотфорд, открытое 20 лет назад на заре нефтяной эры Норвегии.

Если нефтедобыча имеет тенденцию к снижению, то добыча газа в Норвегии идёт по восходящей. Норвегия с успехом превращается в важную газдобывающую страну. Её доля на западноевропейском газовом рынке приближается к 15%. Добыча газа, как ожидают, достигнет 70 млрд. кубических метров к концу столетия , а контракты на продажу газа уже превысили общий объём в 50 млрд. кубометров в год.

На континентальном шельфе Норвегии находятся более половины всех обнаруженных газовых месторождений Западной Европы. По мнению представителей норвежской госу-дарственной компании «Статойл» , в отличие от ХХ века, который был веком нефти , ХХI век, видимо, станет веком газа, особенно в связи с тем, что забота о чистоте окружающей среды становится движущей силой роста его потребления.

Во многих отношениях Норвегию можно сравнить с развивающейся страной, поскольку её основной экспорт состоит главным образом из сырья (нефть и газ), а не готовой про-мышленной продукции. Обрабатывающая промышленность не превышает 15% ВВП, что считается минимальным уровнем для современных промышленных стран. Правительство принимает ряд мер чтобы изменить структуру своего экспорта в сторону товаров обраба-тывающей промышленности.

Отвечая на вопрос, что делает правительство в связи со скорым сокращением добычи нефти, премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила английской «Файненшел Таймс»: «Правительство проводит политику, в которой налоговые и структурные меры рас-считаны именно на стимулирование экономического развития и занятости в материальной экономике. Мы активно используем государственный бюджет для увеличения занятости, укрепления частного сектора и инвестирования в область специальных знаний и другую инфраструктуру. Теперь, когда экономика вступила в период сравнительно энергичного роста, важно укрепить финансовое положение страны.

Действительно, добыча нефти у нас сократиться через несколько лет, но , учитывая рост добычи газа, эксплуатация норвежского шельфа будет по прежнему оставаться опорой эко-номики страны ещё много лет в бедующем. Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурен-тоспособности норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материко-вой экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит , что мы становимся ме-нее зависимыми от нефти.»

2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны.

Во время холодной войны важность советских стратегических ядерных подводных ло-док делала фьорды Кольского полуострова наиболее стратегически важной и уязвимой ча-стью СССР. Советская оборона этих подводных лодок требовала содержания большого флота, армии и авиации, размещенных на Кольском полуострове, с тем чтобы иметь воен-ную буферную зону, охватывающую как Баренцево море, так и Северную Норвегию.

Более того, фьорды Кольского полуострова были слишком уязвимыми , и Северному флоту было жизненно необходимо расширить зону своего базирования на фьорде Норве-гии.

Огромная наступательная способность СССР, конечно же , беспокоил норвежцев, и они с готовностью принимали поддержку со стороны США на севере. Ввиду того, что Коль-ский полуостров был главной базой для советских ядерных подводных лодок и в некоторой степени для дальней бомбардировочной авиации и для стратегической ПВО, район Барен-цева моря превратился в отдельный северный фронт.

Американская морская стратегия 1980-х годов предусматривала не только развертывание двух или трех

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»