Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Геополитика и геоэкономика Норвегии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


что при тех же условиях ядерное оружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также прово-дит политику, в соответствии с которой военные и воздушные натовские учения не должны проводиться ближе пятисот километров от российской территории и которая исключает передвижения иностранных воинских частей вблизи границы. В связи с окончанием холод-ной войны эти ограничения были в определенной степени модифицированы, однако их ос-новные положения сохранились.

Между Россией и странами — членами НАТО ведется дискуссия о будущей конфигура-ции Организации североатлантического договора и о формах сотрудничества между НАТО и Россией. Данная статья — не подходящее место для разговора об этой дискуссии. Но можно с уверенностью предположить, что граница между Норвегией и Россией будет про-должать оставаться одной из самых мирных границ в Европе.

3.3.Экологическая безопасность Норвегии.

Однако обломки холодной войны все же надолго останутся с нами в виде ядерных отхо-дов, присутствующих в огромных количествах на северо-западе России. Эти отходы состо-ят из плутония с ядерных боеголовок ракет, бомб, артиллерийских снарядов и торпед, ко-торые снимаются с вооружения и разбираются, из стержней отработанного топлива двигателей ядерных подводных лодок и ледоколов, а также из различных других видов отходов. Четыре стареющих реактора Кольской АЭС имеют гражданское назначение, но в то же время они являются неотъемлемой частью послевоенного развития данного региона.

О масштабе этой проблемы говорит тот факт, что около 70 ядерных подводных лодок сняты с вооружения, однако технически не "списаны" и стоят в доках со стержнями отрабо-танного ядерного топлива по-прежнему в реакторах двигателей. Условия хранения этих ре-ликвий холодной войны оставляют желать много лучшего. Российский Северный флот, ко-торому предназначено оставаться основой потенциала ответного ядерного удара, страдает от последствий радикальных сокращений военных расходов. Потребности содержания ко-раблей, несущих боевое дежурство, приходят в противоречие с равно необходимыми меро-приятиями по удовлетворительному обслуживанию моторных и реакторных отсеков, а так-же корпусов кораблей, снятых с вооружения.

Накопление ядерных материалов и отходов, находящихся в различных условиях хране-ния и наблюдения, представляет собой значительную опасность случайной утечки жидко-стей и газов с соответствующей угрозой загрязнения воздуха и воды. Независимо от добрых намерений и наилучших побуждений тех, кто несет за это ответственность, данное положе-ние дел представляет собой неприемлемый элемент риска для здоровья и благополучия ме-стного населения, прежде всего жителей Мурманской и Архангельской областей. В то же время некоторые из указанных хранилищ находятся менее чем в пятидесяти километрах от ближайших норвежских поселений, и их жители переживают то же беспокойство, что и их соседи по восточную сторону границы.

Однако проблема эта не только местная. Потенциальные угрозы здоровью настолько зна-чительны, что вызывают беспокойство на национальном уровне в непосредственно заинте-ресованных странах и, более того, — из-за размеров возможных последствий — во все ев-ропейском масштабе.

Дополнительный элемент заключается в том, что реки северо-запада России впадают в Баренцево море, где и Норвегия, и Россия занимаются управлением и эксплуатацией одного из богатейших в мире рыболовных районов. Это представляет собой значительный эконо-мический интерес для обеих стран, с весомым экспортным компонентом. Исключительно важно, чтобы на международных рынках сохранялась уверенность в качестве и чистоте ры-бы, выловленной в Баренцевом море. Малейший слух о недостаточном качестве или радио-активной зараженности рыбы, пойманной в Баренцевом море, может иметь серьезные по-следствия в условиях нынешнего времени, когда природоохранные соображения играют растущую роль в сознании потребителя. Общественное мнение все более податливо на эмоциональном уровне на сообщения средств массовой информации по вызывающим бес-покойство вопросам, в особенности когда речь заходит о рисках, связанных с ядерной те-мой. Реакция потребителя, с точки зрения приемлемости продукции, может быть резкой и продолжительной.

Правительства обеих стран осознают серьезность этих вопросов и намерены принять эффективные меры по выправлению сложившейся ситуации. Эта обоюдная решимость бы-ла выражена на самом высоком уровне в Декларации об основах отношений между Коро-левством Норвегия и Российской Федерацией, подписанной Президентом Б. Н. Ельциным и тогдашним премьер-министром Гру Харлем Брундтланд 26 марта 1996 года в ходе госу-дарственного визита Президента России в Норвегию.

Помимо этого, данные вопросы учтены в соглашениях о сотрудничестве в области охра-ны окружающей среды, о раннем предупреждении об авариях на ядерных объектах, о со-трудничестве в области безопасности ядерных объектов и о сотрудничестве в области ох-раны окружающей среды в связи с военной деятельностью.

На основе этого Норвегия разработала программы участия в усилиях, направленных на повышение безопасности российских ядерных объектов, утилизацию, обработку и хране-ние ядерных отходов и отработанного ядерного топлива, на решение проблем радиоактив-ного заражения в северных районах и угроз для окружающей среды, связанных с ядерным оружием.

Важность проблем, порождаемых военной деятельностью, с очевидностью вызывает не-обходимость большого внимания международного сообщества. Важная роль принадлежит Международному агентству по атомной энергии. Мы должны стремиться получить воз-можно более разностороннее содействие третьих строи: техническое, политическое и фи-нансовое. В этом контексте многообещающая инициатива предпринята министрами оборо-ны Норвегии, России и Соединенных Штатов Америки, принявшими во время встречи ми-нистров обороны Российской федерации и НАТО в сентябре 1996 года в городе Бергене Декларацию о природоохранном сотрудничестве в военной области в Арктике.

Норвегия по-прежнему готова работать вместе с Россией над поиском эффективных средств предотвращения угроз окружающей среде. В течение длительного времени видное место в общей повестке дня занимал следующий проект: поиск технических средств решения проблемы комбината "Печенганикель", расположенного в городе Никель, в пятна-дцати километрах от общей межгосударственной границы. Этот комбинат выбрасывает 230 тысяч тонн диоксида серы в год — в несколько раз больше, чем вся Норвегия. Результат — полное уничтожение растительности вокруг города, создающее впечатление лунного ланд-шафта. Норвегия выразила готовность оказать практическое содействие в предотвращении распространения этой катастрофы окружающей среды на ее территорию, предложив без-возмездную помощь в размере 43 млн. американских долларов на модернизацию комбина-та, которая позволила бы понизить выбросы до приемлемого уровня. Правительство России согласилось внести на эти цели такую же сумму.

3.4. Арктическая ориентированность-важный элемент в отношениях между Россией и Норвегией.

Важным элементом наших отношений является арктическая ориентированность обеих стран. Со временем она менялась, и маршруты норвежского и российского рыболовного, зверобойного и охотничьего промысла, добычи тюленей и китов передвинулись. К 1870 го-ду на архипелаге Шпицберген происходила в основном норвежская активность, и возникла необходимость обеспечить правопорядок на этих островах, которые считались не относя-щимися к юрисдикции никакой страны (ничейная земля). В период между 1871 годом и первой мировой войной Норвегия поднимала вопрос об установлении упорядоченной вла-сти перед Россией и перед более широким кругом государств, однако решение достигнуто не было.

Версальская мирная конференция постановила передать архипелаг под "полный и абсо-лютный суверенитет Норвегии" "в соответствии с условиями" Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.

Условия этого договора главным образом предусматривают равноправие судов и граждан стран-участниц с точки зрения рыболовного и охотничьего промыслов, горнорудной и иной доходной деятельности на земле и в территориальных водах, а также ограничения на нало-гообложение. Далее Норвегия обязалась воздерживаться от создания или разрешения на создание какой-либо военно-морской базы или же строительства оборонительных укрепле-ний на этом архипелаге, "который никогда не может использоваться в военных целях".

Россия пошла на уступку в регулировании договором принадлежности Шпицбергена, и в 1925 году Норвегия вступила в управление данной территорией как неотъемлемой частью королевства под древним названием Свальбард. Россия присоединилась к договору в 1935 году.

К этому времени на территории архипелага уже действовала российская угольная компа-ния "Арктикуголь".

В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда, затребо-вав уступить под его юрисдикцию остров Медвежий и, предложив ввести совместное управление Норвегией и СССР остальной территории в качестве кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это предложение, и Москва более не возвраща-лась к своей инициативе по пересмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела долговременный эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или ар-гументы, выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне опаса-лись возможности новой попытки поставить под вопрос основы суверенитета Норвегии над архипелагом или получить односторонние преимущества для "Арктикугля" по сравнению с другими государствами-участниками договора.

В начале 1970-х годов приоритетный интерес у "Арктикугля" и у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»