Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Геополитика и геоэкономика Норвегии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


окружающей среды породили планы создания национальных парков, природо-охранных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало растущее внимание к нему со стороны общественности. Местная администрация получила дополни-тельные ресурсы, и губернатор архипелага распространил свою власть на всю его террито-рию. Новые требования со стороны администрации были восприняты "Арктикуглем" как вмешательство в его деятельность, что привело к многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности неактуальны.

Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, положения Договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они касаются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, эти права не распространя-ются на континентальный шельф или же за пределы территориального моря. Это соответ-ствует традиционным канонам трактовки договоров, предусмотренным международным правом на момент, когда договор был заключен в 1920 году, и в момент присоединения к нему Советского Союза. Россия зафиксировала свое несогласие с норвежским подходом как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введенной в 1977 году ры-боохраной зоны вокруг Свальбарда. Прочие участники Договора 1920 года придерживаются аналогичного мнения или же резервируют свою позицию.

Применительно к рыболовству тесное сотрудничество между Норвегией и Россией по-зволило на практике преодолеть расхождения в вопросе трактовки договора. Что же касает-ся континентального шельфа, Норвегия исходит из того, что в практическом плане Горный устав Свальбарда абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге предпочтут работать под защитой правового режима, который применим к континентальному шельфу Норвегии в целом.

Норвежские и российские поселения на Свальбарде продолжают поддерживать гармо-ничные взаимоотношения. Контакты между ними носят частый и спонтанный характер. Ес-ли случается трагедия, как это было в августе 1996 года, когда российский пассажирский самолет разбился около Лонгиербюсна, чувство единства в условиях изоляции и трудностей является глубоким и сильным. В ходе спасательных и эвакуационных операций, равно как и при выполнении тяжкой работы по опознанию тел погибших, норвежские, российские, а также украинские власти смогли работать в тесном сотрудничестве.

3.5. Россия и Норвегия-прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа.

Как прибрежные государства Баренцева моря Норвегия и Россия пользуются суверенны-ми правами в отношении континентального .шельфа в этом море. Обе страны создали ис-ключительные экономические зоны или зоны рыболовной юрисдикции, распространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и оставляющие в середине, за пре-делами 200 морских миль от чьего-либо побережья, зону. не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами.

Первые переговоры по делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии начались в 1970 году. Обе страны являлись участницами Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, и положили ее в основу своих обсуждений.

Позиция Норвегии состояла в том, что, исходя из положений конвенции, применяться должно правило серединной линии. Советская сторона заявляла о наличии "особых усло-вий" (концепция, которая в конвенции также называется "оговоркой"), и что необходимо применять линию, установленную Декретом 1926 года для определения принадлежности к СССР земель и островов в Арктике (часто называемую "секторальная линия"). Эта линия шла от тогдашней финско-советской сухопутной границы строго на север вдоль меридиана, обходя четырехугольник, определяющий острова архипелага Свальбард. Серединная ли-ния, предложенная Норвегией, является равноудаленной от ближайших земельных владе-ний и базовых линий обеих сторон, отсчитываемой на юге от материковой территории и далее на севере от островных территорий сторон. Серединная линия обеспечивает математически правильное деление Баренцева моря, и, хотя она проходит восточнее секторальной линии, определяет 64 процента этого четко определенного водного пространства принад-лежащим Рос-

сии и лишь 36 процентов — Норвегии. Спорный район шельфа между двумя линиями со-ставляет в целом 175 тысяч кв.км, из которых 155 тысяч кв.км находятся в Баренцевом мо-ре (это II процентов его общей площади).

Принимая во внимание важность затрагиваемых интересов, неудивительно, что перего-воры затянулись. Они касаются и континентального шельфа, и исключительных экономи-ческих зон и пока не завершились. Обе стороны подходят к переговорам с наивысшей серь-езностью, и оказалось возможным избежать конфронтации, которая зачастую возникает в отсутствие установленной границы между соприкасающимися морскими районами.

Поэтому, когда в 1977 году стороны установили расширенные рыболовные зоны, воз-никла острая необходимость обеспечить, чтобы отсутствие согласованной пограничной линии не затрудняло рыболовный промысел и связанные с ним инспекционные и правоприменительные действия. Стороны договорились о временных практических и не наносящих ущерба сторонам условиях рыболовства в четко определенном прилегающем районе. Этот режим обеспечил систему ответственного управления и контроля над районом, который включает в себя как спорные водные пространства между двумя предложенными разграничительными линиями, так и принадлежащие сторонам и не ставящиеся под сомнение пространства по другую сторону разграничительных линий. Режим основан на подходе на базе сотрудничества к вопросам управления ресурсами (квоты вылова и технические проблемы) и к задачам правоприменения обеими сторонами по отношению к собственным судам и к имеющим соответствующие лицензии судам третьих стран. Этот режим следует рассматривать как исключительно временное решение, хотя стороны, заново рассматривая его в каждом случае и без ущерба для продолжающихся переговоров по делимитации, ежегодно продлевали его на очередной год с 1979 года.

В течение некоторого времени советская сторона настаивала на предпочтительной для нее линии и в качестве альтернативного компромисса предлагала вариант, по которому обе стороны должны совместно участвовать в освоении шельфовых ресурсов в отдельно огово-ренном районе. Норвежская сторона отвергала это, поскольку любое построенное по типу кондоминиума управление многоцелевой деятельностью по использованию разнообраз-ных ресурсов было бы ей только политически неприемлемым, но и в высшей степени не-практичным — любое расхождение во мнениях, которое не удалось бы легко урегулиро-вать, пришлось бы урегулировать в третейском порядке либо оно имело бы разрушительный эффект для деятельности. Норвежская сторона придерживалась позиции, что толь-ко после того, как линия разграничения будет согласована и зоны юрисдикции определены, можно было бы обсудить вопрос о выделении какого-то района для осуществления совме-стных проектов по разведке и эксплуатации шельфа. Девять лет назад советская сторона предложила изменение к заявленной ею ранее предпочтительной линии. За этим последовал процесс, в ходе которого стороны, оставаясь на своих первоначальных позициях, изучали вопрос о том, какие изменения могли бы составить основу для соглашения о линии разграничения. В этой работе был достигнут значительный прогресс, однако перспектива заключения общего соглашения оставалась неопределенной.

Рассматривая сложившуюся ситуацию в 1996 году. Президент Борис Ельцин и премьер-министр Гру Харлем Брундтланд пришли к решению, что процесс достижения договорен-ности будет облегчен, если стороны будут обсуждать одновременно прохождение линии разграничения и условия нефтяного сотрудничества в районе по обе стороны разгранлинии. В настоящее время идут конструктивные переговоры в этом новом ключе.

С обеих сторон на карту поставлены значительные интересы. Рыболовство будет по-прежнему сохранять важное экономическое значение для прибрежных регионов Севера. Успешная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений в районах, которые были спорными и потому непригодными для использования, обеспечит благосостояние и разви-тие и регионам, и странам. Несомненно, технические стороны установления правил для промышленного сотрудничества в открытом море окажутся сложными. Возможно, положе-ние участников переговоров будет облегчено тем фактом, что юрисдикция в открытом море затрагивает только природные ресурсы и не нарушает статус водных пространств за преде-лами территориальных вод как зоны открытого моря. Установление границ континенталь-ного шельфа и экономических зон не затронет свободу судоходства, включая военные ко-рабли. Таким образом, переговоры по делимитации не могут иметь ощутимого негативного эффекта для стратегических интересов сторон.

3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии.

Даже пока стороны только ожидают завершения переговоров по делимитации, ничто не мешает широкому сотрудничеству в нефтяной и газовой областях между предприятиями сторон в районах, не затрагиваемых этими переговорами. Практика лицензирования работ на норвежском континентальном шельфе предоставила возможности компаниям из многих стран для участия в проектах развития. Это положительно воспринимается как возможность расширить базу геологического и практического опыта, а также задействовать различные подходы к коммерческой стороне дела и стратегии маркетинга. Пока что ни од-на российская нефтяная компания не обозначила своего интереса к этим проектам.

Исходя из того же принципа открытости к иностранному участию в работах на норвеж-ском континентальном шельфе, Норвегия поощряет свои крупные нефтяные компании к участию в проектах за границей.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»