Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Германия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


Величина валового внутреннего продукта (ВВП) ГДР составляла всего 10% от западногерманского уровня. Производительность труда составляла треть от западногерманской, таким же был разрыв в средней заработной плате на одного работника, а средний фактический доход (после уплаты налогов и пр.) работника в ГДР достигал примерно половины от дохода ра-ботника в ФРГ.

ГДР имела «социалистическую» экономику советского типа, в которой все средства производства и обмена являлись государственной собственностью. Важнейшие решения в хозяйственной области принимались небольшой группой партийных лидеров правящей СЕПГ. Реализация плановых решений находилась в руках группы отраслевых мини-стерств. Хотя принимавшиеся центральными органами директивные решения исполня-лись в соответствии с годовыми планами, система в целом была чрезвычайно негибкой и не способной к изменениям. Контроль со стороны центра усилился после того, как Эрих Хонеккер стал первым секретарем центрального комитета СЕПГ в 1971. Курс на подъем производительности труда, предусматривавший инвестиции в отрасли «высоких техноло-гий» и компьютеризацию экономики, в значительной степени сводился на нет отказом от реалистической политики ценообразования. Кроме того, бюрократическая система не соз-давала стимулов для интенсификации труда и повышения квалификации работников, служила тормозом для инноваций.

В ходе проводившейся в 1950-е годы национализации восточногерманские фирмы бы-ли в правовом отношении преобразованы в т.н. народные предприятия. Впоследствии эти предприятия были в 1979–1980-е годы сгруппированы в т.н. народные комбинаты, каж-дый из которых формировался вокруг одной ведущей фирмы соответствующей отрасли под руководством того или иного директора, с числом занятых в среднем около 25 тыс. рабочих, и обрастал специализированными исследовательскими и маркетинговыми фи-лиалами. Сельскохозяйственные предприятия вошли в состав крупных госхозов и коопе-ративов. Розничная торговля была почти полностью охвачено государственной либо коо-перативной торговой сетью, с практически однотипными универмагами. Аналогичное по-ложение сложилось и в сети ресторанов. Продовольствие и товары широкого потребления производились в ограниченном, по сравнению с западными странами, ассортименте, но за счет значительных дотаций были доступны по цене; периодически возникали дефициты. Предметы роскоши были дорогостоящими и, за исключением бытовой техники, трудно-доступными для населения. Цены на жилье, практически неизменные с 1949, а также на транспорт благодаря дотациям поддерживались на низком уровне. Предоставление услуг через сеть национализированных предприятий и местную администрацию оказалось край-не неэффективным.

Cоциально-экономические проблемы объединения Германии.

Неожиданное открытие границы вызвало массовый отток населения, имевший для Восточной Германии крайне негативные последствия и продолжавшийся даже после но-минального объединения экономик двух германских государств 1 июля 1990. Уезжали в основном более молодые и активные люди. Выезд ведущих ученых и инженерно-технических работников, а также лиц, занятых в социальной сфере, таких как врачи, сани-тары и т.п., способствовал росту эмиграционных настроений среди остального населения.

Объединение Германии не означало конвергенции экономик двух стран (иными сло-вами, их сближения на основе взаимоприспособления и сочетания типичных для каждого из двух государств особенностей). Скорее, ГДР была просто инкорпорирована в состав ФРГ. По мнению директората Бундесбанка ФРГ, процесс объединения был излишне по-спешным, в частности, решение конвертировать фонды заработной платы по курсу 1:1 к западногерманской марке лишило Восточную Германию едва ли не единственного ее эко-номического преимущества – низких ставок заработной платы.

После объединения страны быстро выявилась неконкурентоспособность восточногер-манской промышленности. Первыми в списке закрытых предприятий оказались буро-угольные и лигнитные карьеры и шахты (примерно треть из них, в наибольшей степени загрязнявших окружающую среду, была ликвидирована), а также фабрики по брикетиро-ванию бурого угля, атомные электростанции, металлургические и автомобильные заводы, химические предприятия по переработке бурого угля, судостроительные верфи, предпри-ятия медеплавильной, калийной, пищевкусовой (в том числе по производству напитков и табачных изделий), текстильной, швейной и обувной промышленности. Лишь очень не-многие отрасли, такие как полиграфическое машиностроение, отчасти сумели сохранить прежние позиции. Даже флагман восточногерманской экономики, патронируемая и сти-мулируемая прежним режимом электронная промышленность, оказалась неспособной ус-пешно конкурировать на западных рынках. Безработица в Восточной Германии после объединения страны приобрела катастрофические размеры. Официально объявленный уровень безработицы (около 12%) был существенно ниже ее реального уровня с учетом числа занятых неполную рабочую неделю, часто получающих мизерную зарплату (21%). Безработица больно ударила далеко не только по промышленным рабочим: жертвами «чисток» в Восточной Германии оказалось большое число «политически неблагонадеж-ных» должностных лиц – от преподавателей в университетах до воспитательниц в детских садах.

После 1 июля 1990 был учрежден специальный Попечительский совет (Treuhandanstalt), взявший на себя решение задач по приватизации примерно 14 тыс. госу-дарственных предприятий, которые составляли основу промышленности и всей нацио-нальной экономики ГДР. В процессе приватизации практически каждое предприятие столкнулось с реальными трудностями. Фирмы даже не могли быть уверены, что они яв-ляются собственниками того, что покупают: согласно Основному закону ФРГ, государст-во гарантировало права прежних собственников. На экспроприированные в бывшей ГДР предприятия, земли, здания зачастую могли быть предъявлены права со стороны сразу многих бывших владельцев или их наследников. Соответственно, каждый новый владе-лец, приобретая собственность, сталкивался не только с необходимостью доказывать на нее свои права, но и с требованием увеличить выходное пособие увольняемым работни-кам. Кроме того, восточногерманские фирмы задолжали крупные суммы денег. Прави-тельство бывшей ГДР широко практиковало предоставление займов фирмам, одновре-менно присваивая значительную часть их доходов.

Чрезвычайно остро проблемы собственности стояли и в жилищном секторе. Квартиро-съемщики, платившие в течение 40 лет фиксированную плату муниципальным властям за проживание, теперь столкнулись с новыми претендентами на их жилье из западных зе-мель. Нечто подобное происходило и в сельском хозяйстве. Крупные коллективные хо-зяйства в бывшей ГДР поглотили множество частных владений, в каждом из которых на-шелся теперь хотя бы один претендент, заявлявший о своих правах на собственность. Обилие исков необходимо было каким-то образом упорядочить, и в середине 1991 прави-тельство в Бонне решило, что их податели не обязательно должны вступить обратно во владение прежней собственностью, но могут получить компенсацию.

Внешняя торговля.

Стоимость товарного импорта ФРГ составила в 1997 756 млрд. немецких марок (около 416 млрд. долларов), а товарного экспорта – 887 млрд. немецких марок (около 488 млрд. долларов). Западная Германия – вторая после США держава по объему импорта и экспор-та. Торговый баланс страны с 1952 остается положительным, причем по объему экспорта товаров ФРГ в 1986 удалось опередить США (в 1989 – Японию). Большая часть экспорта ФРГ в 1997 приходилась на транспортные средства (17,8%), продукцию машиностроения (14,7%), электротехники (13,1%), химии (13,2%), товары широкого потребления (10,6%). В структуре импорта на эти категории товаров приходилось соответственно 10,8%; 5,6%; 11,4%; 9,2% и 14,9%. На сельскохозяйственные и продовольственные товары (в том числе напитки и табачные изделия) приходилось 9,8% импорта, на топливо – около 8%.

Более половины внешней торговли ФРГ приходилось на страны Европейского союза (ЕС), в первую очередь на Францию, Великобританию и Италию в качестве главных тор-говых партнеров. Среди других европейских стран главными партнерами выступали Ни-дерланды, за ними шли Бельгия и Австрия. За пределами Европы ключевыми внешнетор-говыми партнерами ФРГ были США (7,7% западногерманского импорта и 8,6% – экспор-та) и Япония. Торговый оборот со странами Центральной и Восточной Европы составлял около 10%. В 1997 у Германии был активный внешнеторговый баланс со всеми основны-ми торговыми партнерами, за исключением Японии (дефицит 16 млрд. немецких марок).

Успехи Западной Германии после Второй мировой войны в международной торговле во многом были обязаны концентрации ее усилий на производстве т.н. инвестиционных товаров (прежде всего машин и оборудования) высокого качества, в которых остро нуж-дались другие страны при реализации собственных планов экономического развития. Бла-гоприятная динамика западногерманского экспорта в послевоенный период, за исключе-нием короткого периода экономического спада 1974–1975, имела следствием неизменно положительный платежный баланс и стабильное повышение курса западногерманской марки. Но вслед за объединением Германии, когда восточные немцы стали широко ис-пользовать свои денежные средства (в марках ФРГ) для покупки продуктов западногер-манской индустрии (не поступавших теперь на экспорт) и импортных товаров, баланс внешней торговли для Германии стал существенно менее благоприятным.

Около двух третей объема внешней торговли ГДР приходилось на оборот со странами с централизованной экономикой (и, соответственно, контролировавшейся государством внешней торговлей), в том числе примерно треть – на оборот с Советским Союзом. Вос-точная Германия являлась основным поставщиком высокотехнологичных товаров в СССР и страны Восточной Европы. Примерно половину ее

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»