Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Калининградская область

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургской государственной

инженерно-экономической академии – г. Чебоксары

Институт туризма и сервиса

Кафедра ГСД и ДТ

Курсовая работа

по дисциплине: «География и рекреалогия туризма»

Тема: «Калиниградская область»

Проверила:

Тоненко Е.О.

Чебоксары - 1999

ВВЕДЕНИЕ

Массовый рост культуры людей, их познавательных и оздоровитель-ных потребностей также содействует увеличению их подвижности. По-могло и удешевление группового туризма по сравнению с индивидуаль-ными путешествиями.

Немаловажным стимулом усиления интенсивности туризма в социа-листических странах оказалось повышение уровня материально благосос-тояния широких масс, в частности улучшение пенсионного обеспечения. Впрочем, повышение туристской подвижности людей преклонного возрас-та наблюдается и во всем мире.

Развитию туризма содействуют и другие, более общие социально-экономические процессы, и прежде всего расширение и укрепление эко-номических, научных, культурных и общественных связей между различ-ными районами и областями, странами и народами, в том числе и процес-сы экономической интеграции социалистических стран. Одно из следствий этого — усиление деловых и научно-культурных контактов: визитов, об-менов делегациями, гастролей и тому подобных форм общения. Турист-ская подвижность населения стала одной из форм массовых направленных и регулярных миграций, мимо которых уже не могут проходить ни спе-циалисты в области географии населения и транспорта, ни экономисты и экономико-географы, изучающие и прогнозирующие развитие территори-ально производственных комплексов. Обеспечение туризма средствами сервиса и комфорта оказалось существенным разделом нового и разви-вающегося раздела экономической географии — географии обслуживания. Возникла необходимость в обособлении целой новой отрасли хозяйства: при массовом развитии туризм начинает влиять не только на транспорт и сферу обслуживания, но и на сферу производства, создавая спрос на спе-цифические товары — средства оборудования, продукты, литературу, кар-ты. Все чаще эту отрасль хозяйства именуют индустрией туризма.

Как всегда на ранних этапах развития новых отраслей знания, здесь не обходится без некоторых терминологических вздержек. «Индустрия ту-ризма» — впечатляющий образ, но больше символ нового явления, нежели строгий научный термин, выражающий его суть. Пока что этот образ игра-ет полезную роль: даже будучи в некоторой степени гиперболой, он пропа-гандирует важность новой отрасли и подчеркивает сопоставимость ее с другими. Но вряд ли при всей высоте технического обслуживания туризма подъемниками, вертолетами, рациями и тому подобными средствами и ме-ханизмами всю службу туристского сервиса справедливо считать явлением индустриальным.

Когда говорят, что туризм — это отрасль, подразумевается, конечно, не самый процесс путешествия, а именно система его обеспечения — обо-рудования и обслуживания. Однако в некоторых работах, например у И. П. Герасимова и др., можно встретить более свободную трактовку понятия «отрасль»: например, отраслью хозяйства объявлялся сам отдых. В этом есть своя логика, ибо отдых — это процесс восстановления сил трудящихся, т. е. один из процессов воспроизводства производительных сил, и, как таковой, может рассматриваться как своего рода отрасль. И все же лишь «своего рода»: такой оборот тоже служит скорее ярким пропаганди-рующим образом, нежели строгой - формулой-термином.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

1.1. История

Полвека назад на развалинах бывшей Восточной Пруссии, возникла новая Российская область, самая западная в стране, самая молодая, самая многонациональная.

У этого края сложная историческая судьба. Многие помнят древний город и тяжелые шаги закованных в латы рыцарей, и звонкое цоканье кон-ских копыт, и лязганье танков по булыжнику мостовых, и грохот рвущихся снарядов, на этих улицах звучала то русская, то немецкая, то французская речь. Новый отчет времени ведется здесь с 7 апреля 1946 года, года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Ке-негсбергской области и включении ее в состав Российской Федерации. 4 июня того же года область была переименована в честь М.И. Калинина. Началась другая жизнь, другая история этой земли.

Много раз становилась эта земля после битвы, и каждая война остави-ла здесь свой след на территории области. Сохранилось немало памятных мест, рассказывающих о воинской доблести, о славе русского оружия. В 1757 году русские войска одержали блестящую победу над Прусской ар-мией в битве при Гросс-Егерсдорфе. В честь этого события, решившего исход Семилетней войны, установлен памятник в поселке Междуречье Черняховского района. А на окраине города Багратионовска стоит памят-ник, посвященный сражению под Прейсши-Эйлосу, когда русской армии удалось остановить продвижение наполеоновских войск и предотвратить и предотвратить их вторжение в Россию в 1807 году. Последняя война, от-гремевшая более полувека назад, оставила на территории области свыше ста пятидесяти братских могил и воинских захоронений. Памятники и обе-лиски можно встретить повсюду, порой в самых неожиданных местах. Один из первых монументов в честь Великой Победы был установлен в поврежденном Кенегсберге в 1945 году. Это памятник 1200 героям – гвар-дейцам, павшим при штурме города.

1.2. Характеристика района

Калининградская область, расположена на крайнем Западе России, на Юге граничит с Польшей, на севере и востоке – с Литвой. На западе и юго-западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским и Кали-нинградским. Площадь – 15,1 тыс. км2. Население 932,2 тыс. чел. (1996). Центр – город Калининград. Другие крупные города – Советск, Черня-ховск. Городское население 77,7%. Проживают (%): русские – 78,1;белорусы – 8,4; украинцы – 7,2. Включает 13 административных рай-онов, 5 поселков городского типа. Средняя плотность населения 61,7 чел. на 1км2. Наиболее плотно заселены Гусевский, Черняковский, Багратио-новский, Гвардейский, Неманские районы. Образована 7 апреля 1946 года.

Большая часть территории – низменность, на Юге-Востоке – Балтий-ская гряда. Месторождения янтаря (одно из крупнейших в мире), гимн, гравия, каменной соли и другие. Климат переходной от морского к уме-ренно континентальному. Балтийская и Куршская песчаные косы отделяют от моря 2 больших опресненных залива – Калининградский и Куршский. Крупные реки: Неман (с притоком Шешупе) и Преголя (с притоком Лава). Многочисленные озера. Калининградская область расположена в подтаеж-ной (смешанных лесов) зоне. Почвы в основном подзоместые, в значи-тельной степени окультурные. Широколиственно-темнохвойные леса (дуб, ель, сосна, береза, липа) занимают около 15% территории. В Калининград-ской области сохранились заяц-русак, белка, куница, лисица, косуля, кабан и другие. Много птиц. Воды богаты рыбой: в опресненных морских зали-вах – лещ ,судак, снеток, угорь; в море – салака, килька, корюшка, лосось. На территории области – национальный парк Куршская коса.

Природные условия для жизни населения весьма благоприятные. Экономическая ситуация умеренно острая, обусловлена главным образом промышленным и животноводчатым загрязнением атмосферы, вод, почв в условиях высокого стояния уровня грунтовых вод. Заливы загрязнены компонентами сточных вод целлюлозно-бумажного производства, а также фосфором, вызывающим их эвтрофикацию. Выбросы вредных веществ в атмосферу 46,5 тыс. тонн, в том числе в г.Калининграде 25,1 тыс. тонн; за-бор вод 270,6 млн. м3, сброс загрязненных стоков 160,5 млн.м3(1994). Во-круг Калининграда зона общего загрязнения составляет 500 км2.

Структура промышленности (по стоимости продукции, 1993; %): лег-кая, пищевая и т.д. – 50,9; переработка сырья – 20,7; машиностроение – 13; топливно – энергетический комплекс – 11,3. Ведущие отрасли – рыбная (рыбные консервы, пищевая рыбная продукция), машиностроение (вагоны, краны, виброкатки, светотехническое оборудование, технологическое обо-рудование для целлюлозно-бумажной и рыбной промышленности), целлю-лозно-бумажная. Крупнейшие предприятия: «Вагоностроитель», «Микро-двигатель» (электродвигатели малой мощности), «Стройдормаш» (вибро-катки, дорожно-транспортные машины), советский целлюлозно-бумажный завод (цллюлоза, обои), «Балткран» (козловые башенные краны), «Систе-ма» (технологическое торговое оборудование), «Калининградрыбпром». Добыча и обработка янтаря (янтарный комбинат); производство ювелир-ных изделий в поселке Янтарный. Главные промышленные центры: города Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый.

Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводчество (молочное и мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство). Выращивают зерновые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и кормовые (корнеплоды, кукуру-за, травы) культуры. Средняя урожайность (ц/га, 1995): зерна – 16,1; кар-тофеля – 85 и овощей – 141. Пушное звероводство. Курорты: Светлогорск ,Зеленоградск, Отрадное.

В области хорошо развиты все виды транспорта. Почти все города связаны железными дорогами. Очень разветвлена сеть автомобильных до-рог. В любое селение можно проехать автобусом. Плотность автодорог – 303 км/тыс.км2. Основные реки области соединены каналами, общая длина внутренних судоходных путей – 350 км. Морской транспорт работает круглый год; морской канал, пересекающий калининградский залив, свя-зывают Пергалю с речными путями Польши и Германии. Калининградский аэропорт имеет регулярное воздушное сообщение с Москвой,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»