Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Субэтнос России поморы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МОСКОВСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НИВЕРСИ-ТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Реферат по этнологии.

Тема: «Поморы»

Москва, 2002

План

1. Краткая история поморья…………………………………………………….…………………………………..1

2. Культурные традиции и обычаи поморов…………………………………....…………………..2

2.1. Поморы…….………………………………………………………………….2

2.2. Контакты с Западом…………………………………..………………………….…………………………….2

2.3. Путешественники и торговцы………………………………………………………………………….3

2.4. Промысел поморов…………………………………………………….……………………………………...4

2.5. Обычаи, связанные с промыслом и водой……………………………….………………….6

2.6. Ладьи поморов……………………………………………………………………………………………………..7

2.7. Панка - деревянная кукла поморов………………………………………….……………………..9

2.8. Жилище поморов…………………………………………………………………………………………………9

2.9. Топонимы Поморья…………………………………………………………………………………………..10

2.10. Языковые особенности……………………………………………………..………………………………16

3. Поморы сейчас…………………………………………………………………………………………………………17

Краткая история Поморья.

В северо-восточной части Республики Карелия расположен Беломорский район. Граница района на востоке проходит по Белому морю.

Расположенные в устьях многочисленных рек, впадающих в Белое море, населенные пункты - город Беломорск, села Сумский Посад, Шуерецкое, Нюхча и другие - имеют многовековую историю.

Еще до славян на Русский Север переселились из Приуралья и Волго - Ок-ского междуречья финно-угорские народы (для новгородцев собирательное назва-ние этих народов - чудь заволоцкая); емь - на берега рек Вага, Емца и примыкаю-щей к ним части Северной Двины; пинь - на берега Пинеги; весь (вепсы) - на юж-ное побережье Онежского озера; мень ("чудь белоглазая") - в низовья Северной Двины, на берега реки Мезень и восточные берега Белого моря; югра - в дельту Северной Двины; саамы - на берега озер Карелии и северо-западное побережье Белого моря. Часть теснимых новгородцами-ушкуйниками народов чуди заволоц-кой переселилась соответственно: емь - в Финляндию, пинь - на приток Мезени - Вашку, мень - на реку Ижма (ижемцы и теперь отличаются от коми-зырян). Асси-миляция славян и вышеперечисленных народов произошла в Х-ХVI веках.

Более 5000 лет назад первыми после схода ледника Поморье заселили саамы (лопари, по-шведски - финны). Вероятно, это их предки оставили наскаль-ные рисунки животных и быта людей каменного века на восточном берегу Онеж-ского озера, на берегах реки Выг, на западном берегу Белого моря и Кий-острове. На островах Белого моря сохранились их ритуальные каменные лабиринты.

Первые славяне - жители Новгорода и северо-восточных княжеств появи-лись на беломорских берегах еще в IX веке. С XIV в. письменные источники фик-сируют на западном побережье Белого моря постоянные русские поселения, а сам край получает название "Поморье". Постепенно в Поморье шло формирова-ние особой группы русскоязычного населения. Русские, заселившие прибрежные территории, в отличие от жителей центральной России, практически не занима-лись земледелием. "Помор", "поморец" - так, начиная с XVI века, стали называть людей, живущих на западном побережье Белого моря и ведущих морское промы-словое хозяйство. Позднее они стали жить и у Баренцева моря. Сейчас обитают в прибрежных районах современных Архангельской и Мурманской областей.

Продвигаясь вперед и обживая незнакомые земли, они ставили укреплен-ные погосты - городки с гарнизонами. Погост обычно становился администра-тивным центром окружающих деревень, возле него строили приходские церкви и создавали кладбища. Под защитой укрепленных поселений поморы строят ла-дейный флот.

С XIV века растущее Московское княжество начало вести энергичную и ум-ную борьбу за присоединение поморских земель, особенно после неудачной по-пытки захватить Двинскую землю силой в 1397 году. Центром борьбы стало Бе-лозерское княжество, попавшее в зависимость от Москвы еще при Иване Калите. В Белозерье начали строиться монастыри - в 1397 году Кириллов, в 1398 году - Ферапонтов, затем Воскресенский-Череповецкий и многие другие. Монастыри, яв-ляясь верными проводниками политики московских князей и царей, были одно-временно центрами просвещения, искусства и ремесел.

Новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архангельск) в XII веке, затем Николо-Корельский в устье Двины (Северодвинск), Антониево-Сийский на Северной Двине возле каменной крепости Орлецы, Спасо-Прилуцкий (XIV век) в Вологде и другие.

После захвата Великого Новгорода Иваном III Поморье стало государе-вой собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк деньгами и мехами. В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание Рус-ского Севера.

Культурные традиции и обычаи поморов.

Контакты с Западом были для поморов с глубокой древности обычным де-лом. Вольно или невольно связи с западными странами, знание европейских по-рядков и общение с европейцами поддерживали демократические традиции и да-же в какой-то мере обосновывали их существование. Издавна большую роль в ду-ховной жизни играла близость Русского Севера к Скандинавским странам. Одним из самых ярких примеров взаимодействия поморов и Запада является соседство и сотрудничество двух народов — поморов и «норвегов» — на море. Совершенно уникальное особое отношение русских с Норвегией, казалось бы, основывалось на одних только различиях, так как «норвеги» не понимали необустроенности севе-рорусского быта, иррациональности в поведении поморов во время бури на море (они старались, чтобы их выбросило на берег), поморы не торопились окружить свой северный разум европейским комфортом и поражали норвежцев своим от-ношением к земле и к вере. Поморы были странниками, а норвежцы — рацио-нальными пользователями в море, однако не зря их стали называть «русскими Скандинавии»: «русофильство норвежцев, доходящее до их “русоподобия”, абсо-лютно созвучно встречному “норвегофильству” (норманнизму) русской души. … Своеобразие северорусской морской культуры и заключалось в том, что в ней ро-довой образ матери сырой земли был перенесен на исходно чужую область про-странства моря…»

Поморы издавна отличались особым религиозным чувством, совершенно отличным от крестьянского, — в них соединялись свободолюбие и смирение, мистицизм и практицизм, страсть к знаниям, западничество и стихийное чувство живой связи с Богом. Писатель Михаил Пришвин во время своего путешествия на Север с удивлением узнал, что «до сих пор еще русские моряки не считаются с научным описанием Северного Ледовитого океана. У них есть собственные ло-ции… описание лоции поморами почти художественное произведение. На одной стороне — рассудок, на другой — вера. Пока видны приметы на берегу, помор чи-тает одну сторону книги; когда приметы исчезают, и шторм вот-вот разобьет суд-но, помор перевертывает страницы и обращается к Николаю Угоднику…» .

"Море - наше поле", - говаривали поморы. На лов рыбы и за морским зве-рем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии судостроения. "Вечными мореходами" метко окрестил их известный русский адмирал Литке.

Известные как покорители морей, удачливые промысловики, искусные судостроители, жители западного побережья Белого моря были и "торговыми людьми". На рынках Новгорода, Москвы, в портовых городах Норвегии и Швеции можно было встретить товары из Поморья: рыбу, соль, вываренную из морской воды, ценные моржовые клыки, слюду. Долгое время поселения на побережье являлись владениями Соловецкого монастыря, оказывавшего большое влияние на развитие края.

Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда, хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь - все имеет свои особен-ности. Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека - помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опас-ности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали многие путешественники и исследователи.

"Терский берег" - это традиционное название южного побережья Кольского полуострова. Постоянные промысловые рыболовецкие поселения русских помо-ров появились здесь в 14в. За столетия они создали своеобразную систему хозяй-ствования и взаимодействия с суровой природой Белого моря. Поморы - само-бытная этническая группа. Многое в их традициях перекликается с обычаями со-седних финно-угорских народов Севера - саамов и карелов.

Промысел поморов.

Особенность промысла (морская охота и собирательство) позволила помо-рами использовать практически без изменений ландшафт, доставшийся в наслед-ство от древних угро-финских народов.

Одним из видов для многих поморских сел в начале века был тресковый, или иначе "мурманский", промысел. На него ходили поморы из многих прибреж-ных сел и деревень. Весной огромные косяки рыбы двигались с Атлантики на Мурман. Рыбный промысел возник на Мурмане в середине XVI века. В начале се-зона треску ловили у побережий полуострова Мотка, который получил новое на-звание - Рыбачий. В июле-августе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»