Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Топография карт

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


АСТРАЗАНСКИЙ ГОСУДАОРСТВЕННЫЙ ПЕДАГО-ГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по географии на тему:

"Топография карт"

Выполнил:

Студент 5 курса

546 егф группы

Постнов Алексей

АСТРАХАНЬ 2000

ВВЕДЕНИЕ

Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка местности до поверхности Земли в це-лом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного поло-жения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: коор-динаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходи-мые количественные и качественные характеристики этих объектов и, на-конец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном ко-рабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организа-ции их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а наме-чаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустрой-стве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффектив-ного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешколь-ного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема об-щей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследо-ваний, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их ис-полнения и совершенствования.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и простран-ственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только эко-номно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Сфера использования карт как средства научного исследования бы-стро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении ин-форматики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и пе-редачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространст-венной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в воз-можности единовременного, целостного восприятия картографических изображений,, в наглядности территориальных различий и удобстве анали-за пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действи-тельности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты по-зволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозиро-вать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть начало и конец географического изучения, описания и выделения ланд-шафта», - писал Л.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основ-ных пути использования карты познания территории.

Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или ме-тодическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту – основу, он затем делает заключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемом предмете.

Второй путь применения карты можно назвать научно – отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно - методических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии.

Третий путь применения географической карты в научных исследо-ваниях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновени-ем он обязан не только практической картографии, но и тем новым зада-чам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конст-руктивно – преобразовательного характера. Использование карты в реше-нии этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом созда-ются благоприятные условия для возникновения новых направлений в те-матической картографии и научных понятий в развитии картографии.

Уже отмечалось, что одно из таких направлений – ресурсно–оценочное. Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Вышло уже немало карт, характери-зующих и оценивающих различные виды естественных ресурсов. Они по-лучили название природно-экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по исполь-зованию того или иного территориального выдела.

Подобное огромное значение карт в современной науки и его посте-пенное расширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим молодого человека с этим изобретением чело-веческого гения.

Объектом исследования данной работы являются элементы дополни-тельной характеристики тематических карт.

Цель работы заключается в ознакомлении с видовыми особенностя-ми элементов дополнительной характеристики всех видов физико – гео-графических и эконом – географических карт. А также следует определить уровень влияния элементов дополнительной характеристики на глубину и разнообразие полученных по картам выводов. Установить возможность соединения картографического изображения и элементов дополнительной характеристики в работе с картами. Это и является научной новизной дан-ной работы.

Практическое значение работы заключается в том , что в результате проведенной работы будут выявлены все типы элементов дополнительной характеристики тематических карт и будут предложены варианты их ис-пользо вания в учебном процессе.

Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее реше-ния:

1) описать основные направления использования тематических карт;

2) описать особенности восприятия знаков и образов элементов до-полнительной характеристики;

3) охарактеризовать основные элементы дополнительной характери-стики ( диаграммы, графики, статистические таблицы, фотокарты, почвенный монолит, разрез, профиль, половозрастная таблица, надписи на картах);

4) описать методические разработки возможного применения мате-риалов работы в школьном учебном процессе.

ГЛАВА I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ

ИХ СОДЕРЖАНИЯ

По содержанию карты распределяются на общегеографические и те-матические.

Тематическими называются карты, основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой, специально посвящены ка-кому-либо элементу или явлению, например, населенным пунктам, клима-ту, почвам, транспорту, событиям истории и т.п. Они подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты обществен-ных явлений (социально-экономические) и далее делятся на группы карт более узкой области картографирования, к каждой из которых уже отно-сится ряд карт конкретной тематики. Например, к группе геологических карт относятся стратиграфические, тектонические, гидрогеологические, металлогенические, инженерно-геологические и другие карты; к группе ботанических карт относятся геоботанические, флористические карты ле-сов и другие. В ряде случаев эти карты относятся одновременно к двум различным областям картографирования, например, агрохимические карты могут быть отнесены к почвенным и к геохимическим картам, а сейсмиче-ские – к геологическим и к геофизическим картам. Такое «двойное подчи-нение» встречается и на более высоком уровне. Например, вся группа ме-дико-географических карт (нозогеографические, медико-географического прогнозирования и др.) может быть отнесено и к картам природных явле-ний, и к картам общественных явлений.

Тематические карты делятся также и по ширине охвата темы – на общие, отображающие относительно более широкую тему, и частные, или отраслевые, посвященные более узкой теме. Степень широты темы может определяться на разных уровнях,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»