Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Центральный район России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Петропавловск-Камчатский средняя школа №36

Реферат

По предмету: География.

На тему: Центральный район.

Выполнил: Проверил:

ученица 9а кл. преподаватель

Бондарь Г. ______________

Петропавловск-Камчатский

1999г.

План.

Состав Центрального района.

Экономико-географическое положение Центрального района.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйство района.

История освоения Центрального района.

Центральный район - это Москва и территория ее окружающая. Если Центральная Россия делится на три экономических района: Центральный, Центральночерноземный, Волго-Вятский то очевидно что среди них Центральному принадлежит роль лидера.

О Центральном районе можно говорить как о Московском столичном. По численности населения,производственному, научному и культурному потенциалу это ведуший экономический район. Его ядром ядром является Москва, город не имеющий себе равных.

Население района составляет 29.9 млн.челок это 20% от общей численности населения. Площадь района 483000км2.

Но теперь уже вряд ли обоснованно называть Центр Старопромышленным. В советское время преимущественное значение в нем получили машиностро¬ение и химическая индустрия. Вследствие этих изменений и высокой концентрации научных и проектных учреждений, Цент-ральный район превратился в главную базу научно-технического прогресса в СССР.

Роль Центрального района в народном хозяйстве страны определяется прежде всего вкладом его промышленности и науки, подготовкой кадров, а также кон¬центрацией органов управления и узло¬вым положением в системе транспортных связей. В то же время Центр — это и район развитого многоотраслевого сель¬ского хозяйства с давними традициями, отчетливо выраженной специализацией, высоким уровнем механизации.

В самых общих чертах размещение сельскохозяйственного производства в Центральном районе можно представить в следующем виде. Если мысленно прове¬сти среднюю линию в направлении наибольшей протяженности района — от юго-запада на северо-восток, то она раз¬делит его территорию на зоны различной специализации. К северу от этой линии простирается зона, в которой большое значение имеют льноводство, молочное животноводство и посевы картофеля, а в южной части зоны — и посевы зерно¬вых. К югу от этой линии расположе¬на в основном зерново-картофельная зона с молочным животноводством, до¬полненным свиноводством, а в юж¬ной части, кроме того, овцеводством и птицеводством.

В разных частях и той и другой зоны издавна сформировались, отчасти сохра¬нив значение и в настоящее время, гнезда огородничества, чаще всего специализи¬рованные на возделывании определен¬ных культур. Вокруг крупных городов сложились зоны пригородного хозяйства с высокопродуктивным молочным жи¬вотноводством, мясооткормочными ком¬плексами, птицефермами и птицефабри¬ками, теплично-парниковыми комбина¬тами, высокой концентрацией посевов овощей. Особенно большими размерами отличается зона пригородного хозяйства в Подмосковье, широко использующая плодородные земли в долинах Москвы-реки, Оки и Яхромы.

Центральный район весьма неодноро¬ден как в природном, так и в экономиче¬ском отношении. Природные различия способствовали членению территории на хозяйственно своеобразные части. По¬этому справедливо говорить о мозаичной структуре хозяйства, которая проявилась давно и усилилась в советское время. Воз¬никшие в глубокой древности плодород¬ные ополья, старинные центры кустарных промыслов, речные долины с развитым молочным животноводством и овощевод¬ством; тесные созвездия городских посе¬лений вокруг крупных центров, новые города индустрии и науки наряду с горо¬дами, начавшими свою жизнь крепостями в эпоху феодальной Руси, — все это характеризует разнообразие района. Эта мозаика, множество ее элементов подчи¬нены определенному пространственному порядку, четкой территориальной структуре, и прежде всего мощному ядру в виде 12-миллионной Московской агломерации и радиально-кольцевой транспортной си¬стемы, в узлах которой расположились наиболее значительные города района.

Внутренне разнообразие Центра хоро¬шо ощущается и при движении с севера на юг — от лесного костромского Заволжья до почти безлесных пространств орлов¬ской лесостепи, и при поездке с запада на восток — от смоленской земли, где слож¬ная военная история препятствовала и в далеком и в недавнем прошлом промыш¬ленному развитию, до Ивановского тек¬стильного края. Нередко районы-антипо¬ды располагаются рядом друг с другом, как, например, Владимирское ополье — просторная волнистая плодородная рав¬нина — и лесная Мещера с ее старин¬ными очагами стекольной, текстильной и деревообрабатывающей промышленно¬сти.

Если принимать во внимание лишь около 9% территории Центра, но сосредо¬точивает 50 % населения.

В Старопромышленном Северо-Востоке выделяется Ивановский промышлен¬ный район, в котором традиционная тек¬стильная промышленность дополнилась в советское время другими отраслями. При¬волжская полоса от Рыбинска до границ с Волго-Вятским районом сочетает круп¬ную промышленность с развитым сель¬ским хозяйством на плодородных пой¬менных землях. Своеобразны древние ополья с их простором полей на безлес¬ных равнинах. Южная и северная части подрайона — Владимирско-Рязанская Мещера и Ярославско-Костромское За¬волжье — образуют лесное обрамление территории. Это край лесов и озер с вкра¬плениями центров стекольной и текс¬тильной промышленности и большими возможностями для организации мас¬сового отдыха населения.

Юг Центрального района охватывает самые главные внутренние различия Центрального района, то его территорию можно разделить на следующие основные части: 1. Ядро — Москва с ее ближай¬шим окружением — Подмосковьем, в основном совпадающим с Московской областью. 2. Старопромышленный Се-веро-Восток. 3. Юг Центрального райо¬на. 4. Запад Центра.

Каждая из этих основных частей также довольно разнообразна.

Одна из особенностей ядра (Москва с Подмосковьем) в том, что эта территория вобрала в себя все главные характерные черты Центра в целом. Она занимает орловскую, тульскую и рязанскую лесо¬степь — давнюю житницу Центра. К вос¬току от Тулы — скопление шахт, эле¬ктростанций, заводов, густая сеть дорог и линий электропередач, созвездие близко расположенных друг к другу городов характеризуют Подмосковный угольный бассейн. Его города по мере исчерпания запасов угля стремятся приобрести новую “профессию”, привлечь к себе при¬боростроение и другие отрасли промыш¬ленности. Хозяйственный облик приок-ской полосы в Рязанской области опреде¬лен специализацией на молочном живот¬новодстве и овощеводстве.

Запад Центрального района образован Калининской, Смоленской, Калужской и Брянской областями. Их объединяет сходство природных условий — повы¬шенная лесистость, следы ледниковой де¬ятельности в ландшафте - и специали¬зация сельского хозяйства, а также общность транспортно-географического положения и исторических судеб. Это транзитная территория, через которую осуществляет свои связи Центр с респу¬бликами Прибалтики, Белоруссией и Украиной, а Северо-Западный экономи¬ческий район и Прибалтика — с Донбас¬сом и Причерноморьем. Эта часть Центрального района в наибольшей степени пострадала от военных действий во время Великой Отечественной войны. Важней¬шие транспортные связи между Москвой и Ленинградом, Москвой и Минском, Москвой и Киевом определили направле¬ния главных экономических осей, вдоль которых и сформировались полосы кон¬центрации хозяйства и населения, распо¬ложились наиболее значительные города. Москва Сердце Центрального райо¬на — Москва — один из великих горо¬дов планеты, столица многонациональ¬ного Советского Союза — первого в мире социалистического государства, ад¬министративно-политический центр Рос¬сийской Советской Федеративной Соци¬алистической Республики, важнейший центр международной политической, эко¬номической, научной и культурной жизни, город-герой Великой Отечествен¬ной войны.

Можно полагать, что ко времени пер¬вого упоминания о ней в Ипатьевской летописи (1147 г.) Москва уже была достаточно значительным поселением в обжитой местности на берегу большой реки, в узле водных и сухопутных дорог. Опираясь на выгоды своего положения в междуречье Волги и Оки, она объедини¬ла русские земли и стала столицей круп¬ного централизованного государства.

В XVI—XVII вв. она явилась центром всероссийского рынка, складывавшегося по мере углубления географического раз¬деления труда. Используя свое положение в узле головных дорог и предпосылки, созданные торговлей и кустарными про¬мыслами, Москва становится крупней¬шим промышленным центром. Утратив на два века (с 1712 по 1918 г.) функции столицы, Москва сохранила роль основ¬ного центра хозяйственной жизни страны.

В эпоху промышленного переворота (в России он приходится на 30—50-е годы XIX в.) Москва, опираясь на свое окру¬жение, создает крупную фабричную про¬мышленность, в составе которой заметно преобладало текстильное производство. Железнодорожное строительство второй половины XIX в. закрепило роль Мо¬сквы как главного транспортного пере¬крестка страны и способствовало усиле¬нию машиностроения и металлообра¬ботки.

На рубеже XIX и XX веков Москва ста¬ла городом-миллионером. Наряду с Пе¬тербургом Москва сыграла выдающуюся роль в революционном движении Рос¬сии. Знаменательными вехами его были Декабрьское вооруженное восстание и баррикадные бои на героической Прес¬не в 1905 г. Благодаря организованности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»