←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Содержание:
Стр.
1. Географическое положение и природные ресурсы……………… 3
2. Население Чувашии…………...…………………………………… 4
3. Транспорт……………………………….………………………….. 5
4. Промышленность, экономическая характеристика……………… 7
5. Социальная политика……………………………………………… 11
6. История и культура………………………………………………… 12
Список использованной литературы……………………………... 25
1. Географическое положение и природные ресурсы
Чувашская Республика располагается в центре европейской части Рос-сии - Волго-Вятском регионе. На сравнительно небольшой территории (18,3 тыс. кв. км) проживают 1360,4 тыс. человек (по данным на 01.01.2000 г.), в том числе около 40% - в сельской местности. Плотность населения (74,3 че-ловека на 1 кв. км) является одной из самых высоких в России и превышает среднероссийский уровень в 8,7 раза.
Столица республики - город Чебоксары (основан в 1469 году) с населе-нием около 500 тыс. человек. Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на се-вере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область. Расстояние от Чебоксар до Москвы около 650 км. Связь с другими регионами осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом.
Чувашская Республика обладает уникальной природной средой.
Источниками водных ресурсов являются красавицы реки Волга, Сура, Цивиль, а также четыре сотни озер - жемчужин чувашского края.
Одним из богатств республики являются леса, которые покрывают 1/3 территории, главным образом вдоль Суры и в Заволжье. Леса Чувашии - это нагорные дубравы, смешанные леса, боровое разнолесье. Типичные предста-вители животного мира - лось, медведь, волк, кабан, заяц, лисица, куница и выдра. На территории республики находятся особо охраняемые природные территории - государственный заповедник «Присурский», национальный парк «Чувашский лес», 8 природных, 5 охотничьих заказников. Климат в республике умеренно-континентальный, почвы дерново-подзолистые.
Природа Чувашской Республики небогата ресурсами. Главным сырьем издавна был лес. Из полезных ископаемых наиболее распространены глины, используемые для производства кирпича. В ряде районов добывают торф. Широко эксплуатируются залежи песков. Имеются месторождения трепела, фосфоритов, горючих сланцев, доломитов, минеральных красок, карбонатов, гипса. Выделены ряд перспективных площадей, где находятся залежи нефти и газа. На обоих берегах Волги в окрестностях Чебоксар буровыми скважи-нами вскрыты хлорно-натриевые воды мацестинского типа.
2. Население Чувашии
Чуваши - одна из многочисленных народностей России (3-е место в Российской Федерации среди титульных наций).
24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, 21 апре-ля 1925 года она преобразована в АССР, 24 октября 1990 года переименована в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику, а с 13 февраля 1992 года - в Чувашскую Республику. С учетом исторической значимости станов-ления чувашской государственности 24 июня, день образования Чувашской автономной области, объявлен Днем республики. В 2000 году Чувашия тор-жественно отметила 80-летие своей государственности.
Численность
На начало 2000 года численность населения Чувашской республики со-ставила 1358,6 тыс. человек, около 40% составляют жители сельской местно-сти. Плотность населения Чувашии (74,2 человека на 1 кв.км) является одной из самых высоких в России (в 8,7 раза выше среднероссийского), что опреде-ляет ее 4 место в Российской Федерации.
В большинстве республик Российской Федерации этническая структу-ра меняется в пользу населения титульных национальностей. Однако причи-ны этого явления разные. В Чувашии он обусловлен, главным образом, более благополучными, нежели у русского населения, демографическими показа-телями.
Миграционные потоки
в стране на сегодня официально зарегистрировано около 1,2 млн чело-век со статусом "беженец". При этом следует отметить, что далеко не все бе-женцы зарегистрированы, а потому эта цифра, по оценкам некоторых экспер-тов, больше в 3-4 раза. Только в прошлом году в миграционную службу об-ратилось 140 тыс. человек, из них 118 тыс. получили статус вынужденных переселенцев и беженцев. В Чувашии на сегодняшний день зарегистрировано 2800 вынужденных переселенцев.
Как заявил вице-премьер правительства Чувашии Петр Ивантаев, для республики проблема миграции не столь актуальна. Тем не менее в респуб-лике действует специальная межведомственная комиссия, которую он и воз-главляет. К тому же миграционная служба тесно взаимодействует с органами исполнительной власти республики.
"Этнический магнетизм" двух республик с общим положительным сальдо миграции - Татарстана и Чувашии - притягивал к себе представителей титульной национальности гораздо сильнее, чем русских.
В 3 республиках с тюркоязычным титульным населением, в том числе в Башкортостане, Татарстане и Чувашии, численность прибывших в респуб-лику лиц титульных национальностей превосходила численность прибывших сюда русских.
3. Транспорт
Чувашская республика обладает одной из самых развитых транспорт-ных инфраструктур в России и является важнейшим центром сообщения.
Виды транспорта
Автомобильный
Наибольший объем перевозок в республике обеспечивает автомобиль-ный транспорт. Общая длина автомобильных дорог 5676 км, из которых 5355 км – с твердым покрытием, таким образом, около 94% дорог области – доро-ги с твердым покрытием.
Железнодорожный
По территории республики проходят трассы двух направлений желез-ных дорог общего пользования: Москва – Казань – Екатеринбург и Канаш – Чебоксары.
Москва – Казань – Екатеринбург – двухпутная железнодорожная маги-страль обеспечивает транспортную связь с регионами России, Канаш – Че-боксары – однопутная ветка, связывающая Чебоксары с дорогами России.
Железнодорожная транспортная сеть Чувашии состоит из 396,8 км же-лезнодорожных путей МПС России и 330,3 км ведомственных путей.
Основные собственники железнодорожных путей необщего пользова-ния:
Транспортная освоенность республики составляет 21,6 км железнодо-рожных путей общего пользования и 18 км ведомственных путей на 1000 квадратных км.
Для отправки грузов используется 13 станций Горьковской железной дороги, распределение объема переправленных грузов представлено на диа-грамме. Наибольший удельный вес пассажирских перевозок приходится на станцию Канаш (48,5%).
Водный
Особое значение для транспортной инфраструктуры республики имеют водные магистрали – Волга и Сура. Чебоксарский речной порт обслуживает транзитные пассажирские суда, проходящие по маршрутам Москва – Ниж-ний Новгород – Астрахань, Москва – Волгоград – Ростов-на-Дону.
Хотя за последние годы произошло сокращение внутренних водных линий.
Существующие проблемы и Направления развития транспорта
В настоящий момент в Чувашской Республике формируется перспек-тивный транспортный узел, обеспечивающий связь многих регионов.
Программа социально-экономического развития Чувашской Республи-ки предусматривает следующие приоритеты развития транспортной системы:
Главными задачами развития транспорта являются:
1. повышение эффективности деятельности транспортных предпри-ятий;
2. обновление и развитие производственной базы транспорта, парка транспорт¬ных средств, системы его технического обслуживания;
3. повышение конкурентоспособности транспортных услуг;
4. совершенствование транспортной тарифной системы;
5. финансовое оздоровление транспортных отраслей и предприятий, снижение их убыточности и дотационной зависимости, повышение рентабельности всех видов транспорта;
6. совершенствование управления, государственного регулирования и контроля транспортным комплексом;
7. повышение социальной защищенности работников транспорта, проведение эффективной кадровой политики;
8. обеспечение безопасности работы транспорта и снижение его воздействия на окружающую среду.
4. Промышленность, экономическая характеристика
В российском территориальном разделении труда республика выделя-ется индустриальной направленностью развития хозяйства и преобладанием обрабатывающих отраслей. В Чувашской Республике действуют более 200 промышленных предприятий, 2/3 из них сосредоточены в Чебоксарах. На промышленных предприятиях трудится свыше 30% трудоспособного населе-ния.
Структура промышленного производства представлена полным набо-ром крупных отраслей, кроме цветной металлургии. В отраслевой структуре промышленности 35,5% составляют предприятия машиностроения и обра-ботки, 25,7% - электроэнергетики, 10,5% - химической, 13,6% - пищевой, 4,9% - легкой, 2,7% - лесной и деревообрабатывающей промышленности. Количество предприятий, представляющих отрасли промышленности: в ма-шиностроении - 63 крупных и средних предприятия, в электроэнергетике - 1, в химической промышленности - 4, в легкой - 39, в лесной и деревообраба-тывающей - 23 предприятия.
Машиностроение представлено следующими крупными предприятия-ми. ОАО «Промтрактор» - единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, приме-няемых в золотодобывающей, угледобывающей промышленности и в газовой отрасли, являющихся аналогами соответствующей продукции фирм Caterpillar (США)
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|