←предыдущая следующая→
1 2
Оглавление.
Введение.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший прин¬цип стратегического антикризисного управления
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фир¬мы
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были акту¬альными, но даже не упоминались. В стране господствовала офи¬циальная установка относительно пропорционального и плано¬мерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в про¬мышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие це¬ны на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает та¬кой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в Рос¬сии проблемы антикризисного управления приоб¬рели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капита¬листического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере про¬движения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удель¬ный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных пред¬приятий (банкротов по существу) значительно больше, так как мно¬гие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практи¬ке? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — систе¬ма мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно гово¬рить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управле¬ние применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
Таким образом, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с це¬лью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвраще¬ния ее несостоятельности;
• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оператив¬ный контроллинг;
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступивше¬го кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состоя¬ния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, уда¬лось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигна¬лов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший прин¬цип стратегического антикризисного управления
Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные ис¬ходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим прин¬ципом стратегического антикризисного управления является состояние постоян¬ного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).
Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими це¬почками.
Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла кон¬курентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.
Таблица: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Факторы внешней среды,
определяющие условия
функционирования фирмы
Сигналы о возникновении исходных экономических
явлений, запускающих механизм изменения состояния
фирмы
Агрегиро-
¬ванные
1. Детализирова-
нные
2. сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы
3.
Параметры
спроса
Величина спроса
Падение величины спроса на товары фирмы; рост
величины спроса на аналогичные товары конкурентов
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи
товаров фирмы
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи
товаров фирмы.
Стабильность
спроса
Требования
покупате¬лей к
качеству товаров фирмы
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты
качества
Эластичность
спроса
Усиление эластичности спроса на товары фирмы
Разнообразие
(сегмен¬тация)
потребителей
товаров фирмы
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается
интерес к товарам фирмы
Экономический
Потенциал
покупателей
Снижение покупательной способности
населения
2..Параметры
факторов
Конъюнктура
рынков
сырьевых и
материаль¬ных
ресурсов
Сокращение предложения сырьевых и материальных
ресурсов; рост цен на сырье и материалы
Конъюнктура
Рынков
Трудовых
ресурсов
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов;
рост уровня оплаты труда в связи с инфля¬цией
Конъюнктура
Рынков
Финансовых
ресурсов
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих
банков; падение курса собственных акций фирмы;
прекращение субсидий из фондов благотворительных
организации
Развитие
инновацион¬ной деятельности
Рост стоимости лицензий на использование изобретений и
открытий; ужесточение условий получения грантов и
государственных заказов на НИОКР
Конъюнктура
рынков средств производства
Сокращение предложения средств производ¬ства; рост цен
на средства производства
3. Параметры
родственных и
поддерживаю-
¬щих отраслей
Изменение
Потенциала
Родственных
отраслей
Свертывание производства родственных отраслей;
переориентация родственных отраслей на новую
технологию
Производственная инфраструктура
товаров фирмы
Стагнация научно-технического экономи¬ческого
потенциала отраслей; внешней инфраструктуры
Социальная
инфра¬структура
Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры
Использование
дости¬жений,
полученных в
родственных
отраслях
Неприемлемость достижений родственных отраслей для
целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой
стоимости
4. Параметры конкурентной
←предыдущая следующая→
1 2
|
|