Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Властвующие политические элиты и массы

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Содержание

Введение 2

Различные взгляды на государство и взаимоотношения государства и народа 2

Особенности политических элит в России 3

Структура политических элит в России 4

Российская провинция и властвующие политические элиты 5

Процесс формирования властвующей политической элиты России 6

Заключение 7

Список литературы 8

ВВЕДЕНИЕ

Во всех обществах существовало, существует и, скорее всего, будет суще-ствовать и далее, разделение на два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, выполняет все политиче-ские функции, монополизирует власть, использует все преимущества, которые она дает, и управляет вторым классом в форме, которая, в зависимости от сло-жившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существо-вания условия.

Прослеживая исторические аналогии, нетрудно заметить, что современ-ные властвующие политические элиты сродни привилегированными кастами. В случаях с кастами, привилегированный правящий класс ограничен числом се-мейств, и факт рождения в одном из них является единственным критерием при-ближенности к правящий элите. Правящие классы всегда стремятся стать на-следственными, зачастую любыми способами. Это актуально и в наши дни: не-смотря на демократический принцип современных выборов можно заметить, что кандидат, добившийся успеха на выборах, обычно, обладает политической силой наследственного свойства. Наиболее четко это наблюдается в итальянском пар-ламенте, где большая часть из заседающих законодателей — политики во втором и даже третьем поколении. Нельзя, также, не упомянуть и об английской Палате Лордов — высшем парламентском органе Великобритании, в котором участвуют политики, получившие титул лорда по наследству, правда, это в значительной мере можно отнести на счет консерватизма в общественных устоях и традициях Соединенного Королевства. В нашей стране наследственность властвующих по-литических элит тоже не редкость, но об этом будет сказано ниже.

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВО И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И НАРОДА

Последние несколько лет России пытаются навязать классическую теорию либеральной демократии, одним из "отцов-основателей" которой был Дж. Локк. По Локку государство выступает лишь как инструмент для обслуживания обще-ства, то есть права человека естественны и из них вытекает, так называемый, "общественный договор", призванный исправить неопределенность естественно-го права. И лишь после учреждения "общественного договора" основывается го-сударство, для опеки над народом, но в силу естественного права народ выше учрежденного закона, и, следовательно, имеется закон-опекун в лице государст-ва и народ, учредивший этот закон через "общественный договор", являющийся в тоже время и учредителем и подопечным. Так как народ выше государства, то в первую очередь государства имеются обязанности, а не права. Это сентенция напрямую касается властвующих политических элит, которые имеют опреде-ленные законом обязательства (в первую очередь), а не права на власть.

Согласно взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы, если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому что вся власть данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому, ни в чем не будет им противоречить.

Но существуют и другие представления о государстве (на примере Рос-сии), берущих начало из обществ, развивающихся и развивавшихся на коллек-тивных началах и рассматривающих государство как политическое завершение политических ценностей, своего рода "отца семейства" — коллектива, общества. В этих координатах государство является не инструментом, а самостоятельной силой по отношению к составляющим его гражданам. (Этот тип государства от-носиться не только к России, но и, в определенной мере, к Германии, некоторым другим западным странам, а также очень точно подходит к странам Востока и Азии.)

Нельзя также забывать, что власть государства исторична: она усиливает-ся в зависимости от вида решаемых задач. (Власть — способность и возмож-ность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета или насилия.) Функции и роль государства в различных сферах общественной жизни изменяются постоянно. Но необходимо заметить, что государство утратило свой сакральный характер, теперь оно должно постоянно подтверждать свой авторитет, свою необходи-мость и приносимую пользу своими делами, соответствующими его основной функции — защите прав личности. При таком взгляде на государство утвержда-ется приемлемая процедура ответственности за выполнение налагаемых властью обязательств, проявляющаяся в периодических опросах граждан об их отноше-ниях к смене или оставлении опекуна. (Кстати, у Дж. Локка под "сменой опеку-на" понималась революция.) В наше время опекуны представляться в виде ос-новных субъектов политического процесса — партий (группами с общими поли-тическими взглядами, целями и интересами), а сменой опекуна обычно являют-ся выборы.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РОССИИ

Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, поли-тического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшест-венниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказан-ным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.

Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло та-кой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная по-требность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:

– первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать на-следственная);

– второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтроль-на обществу;

– третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоря-жением собственностью.

Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подго-няются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою пол-ную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяе-мость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а ино-гда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирово-го опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РОССИИ

Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит из це-лого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологи-ческим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государст-венного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их вы-глядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга. Например, по дан-ным Российского Института Социальных Исследований за 1995 год, около 70% жителей Саратовской области не имеет представления о различиях между таки-ми политическими партиями как ЛДПР и "Держава", что достаточно точно от-ражает картину по всей стране. Это подтверждают и другие опросы в провин-ции, где в последнее время преобладают, хотя еще и не ярко выраженные "вели-кодержавные" и националистические тенденции во взглядах населения. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место не-сколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фак-тором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.

Современные властвующие политические элиты России состоят в основ-ном из следующих социально-политических групп:

– бывшая партноменклатура (КПСС);

– бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);

– бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

– бывшие комсомольские работники;

– работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллек-туальной элиты — интеллигенции.

Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:

– деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;

– обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;

– наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;

– тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобствен-ности (приватизация);

– обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лобби-рование ее интересов.

Эта

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»