←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
появляются такие поводы,как "неудобно было отставать
от ребят","друзья уговорили","за компанию","для храбрости" и т.д.
Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с ал-
коголем.Для девочек типична в основном вторая,"традиционная" группа
мотивов.Инициатива первого употребления алкоголя чаще всего принадле-
жит родителям и ближайшим родственникам.
С точки зрения современной психологии,формирование и психологи-
ческое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия
трех компонентов:биологического (организм ребенка,уровень его зрелос-
ти,особенности функционирования различных органов и систем),социально-
го (люди с их делами,взглядами,отношениями,поступками,идеалами,среди
которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активнос-
ти ребенка,под которой понимается физическая и умственная (стремление
узнать, что это такое,как устроено и т.д.) деятельность.
Среди упомянутых выше обязательных компонентов развития личности
решающим является социальный-фактор общения,взаимодействия и жизни
среди других,в особенности взрослых,людей.Известный советский психолог
А.Н.Леонтьев писал:"Если бы нашу планету постигла катастрофа,в резуль-
тате которого остались бы в живых только маленькие дети,а все взрослое
население погибло,то хотя человеческий род и не прекратился бы,однако
- 9 -
история человечества неизбежно была бы прервана.Сокровища культуры
продолжали бы существовать физически,но их некому было бы раскрывать
для новых поколений.Машины бездействовали бы,книги оставались бы неп-
рочитанными,художественные произведения утратили бы свою эстетическую
функцию.История человечества должна была бы начаться вновь.Взрослые не
только передают детям знания об окружающем мире,но и под их воздейс-
твием формируются взгляды,отношения к окружающему,складываются черты
характера,образ жизни и поведения подростающего человека.
Первой социальной средой для ребенка является его семья.Она игра-
ет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей.Семья обус-
лавливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения,вырабаты-
вает стериотип отношения к окружающему миру.Неблагополучные семьи обя-
зательно отражаются на детях.Не случайно подростки,употребляющие алко-
гольные напитки,как правило,живут именно в таких семьях.
Функциональная неполноценность семей подростков,часто употребляю-
щих алкоголь,выражается прежде всего в напряженной психологической
обстановке,конфликтных взаимоотношениях между членами семьи.Атмосфера
постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу
под влияние друзей,компании,тем долее что в такой обстановке родителям
часто не до них.
Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно
большое влияние на ребенка.Существование в семье "питейных традиций"
становится объектом наблюдения и подражания ребенка.При этом мальчики
больше стараются быть похожи на отца,А девочки-на мать, поэтому трез-
венническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отца в по-
давляющем большинстве случаев не становится объектом подрожания сына.
Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровы-
ми,семьи подростков,часто употребляющих спиртное,чаще всего оказывают-
ся не в состоянии выполнить и свою прямую задачу-воспитание детей.От-
сутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и дру-
гими факторами.В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора
- 10 -
и внимания к ребенку,подростку,чем в полных.Оказывает влияние на вни-
мание к детям в семье и такой фактор,как уровень образования родите-
лей.С повышением уровня образования родителей возростает и внима-
ние,уделяемое ими своим детям.Это можно объяснить тем,что уровень об-
разования родителей определяет в какой-то мере и уровень общей культу-
ры семьи,широту кругозора,разносторонность интересов.А это позволяет
не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка,но и
направляет его.
Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относи-
тельное значение для развития злоупотребления алкоголем несовершенно-
летними.С ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухуд-
шается и психологический климат в ней,возростает напряженность во вза-
имоотношениях между членами семьи.
Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психо-
логическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у
подростков "группы риска" своеобразного стиля или образа жизни с ха-
рактерным отклонением поведения с выраженным влиянием подростковой
группы.
Подростками "группы риска" отличаются,прежде всего,пренебрежи-
тельным отношением к своим социальным функциям и обязанностям,т.е. к
освоению программы средней школы,обучению.
Для подростков "группы риска" характерно неумение содержательно
проводить свой досуг.Для них характерны такие занятия,как азартные иг-
ры, посещение кафе,баров,"потребление" популярной музыки.
Бессодержательное времяпровождение,которое занимает первое место
среди "факторов риска",способствует частому употреблению алкоголя под-
ростками.
Многие исследователи отмечают,что подросток,независимо от своего
опыта употребления алкоголя,полученного в родительском доме,тем чаще
употребляет алкоголь,чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее со-
циальное давление с их стороны.Для подростков характерны такие специ-
- 11 -
фические психические (психологические) проявления,как стремление к са-
мостоятельности (реакция эмансипации),сближение со сверстниками (реак-
ция группирования).Подростки стремятся уйти из-под опеки семьи,большим
авторитетом у них начинают пользоваться товарищи,сверстники из под-
ростковой группы.
Таким образом,неблагоприятные биологические факторы являются сво-
его рода катализатором процесса злоупотребления алкоголем,порождаемого
неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.
5.Особенности формирования алкогольной болезни у подростков.
Многие исследователи единодушно подчеркивают,что формирование ал-
коголизма в значительной мере зависит от того,в каком возрасте произо-
шло приобщение к алкогольным напиткам.Чем раньше ребенок впервые при-
общился к алкогольным напиткам,а затем стал их систематически употреб-
лять,тем короче период формирования алкогольной болезни.Раннее приоб-
щение детей к алкоголю является одним из факторов,способствующих разви-
тию пьянства и алкоголизма в старших возрастных группах.
Состояние опьянения у подростков отличается первоначально большой
индивидуальностью,но у многих отмечается укороченная и нестойкая эйфо-
рия,растормаживание влечений.Характерным для несовершеннолетних явля-
ется "культивирование" состояния опьянения.Это достигается особой эмо-
циональной заражаемостью в периоде "ожидания",коллективной взаимоин-
дукцией во время ритуала принятия спиртного.Очень редко встречается
полное отсутствие эмоциональной реакции в состоянии опьянения,когда,по
словам подростков,"настроение не меняется,только нарушается походка и
мутит в голове."
Со временем расширяется круг возможных поводов к приему алкого-
ля.Спиртные напитки употребляются "от нечего делать","для поиска улич-
ных приключений","за компанию","для храбрости" перед танцами.Первона-
чальная устойчивость к действию алкоголя подростков не велика
(75-100мл. водки) и чем моложе возраст,в котором произошло первое опь-
- 12 -
янение,тем она меньше.
При употреблении алкоголя до 2-3 раз в месяц устойчивость под-
ростка к действию алкоголя начинает возростать.Это воспринимается в
компании сверстников как признак особой "силы духа", отличающей лидера.
Оналогично формируется психологическая готовность к некритическо-
му восприятию алкогольных обычаев.Употребление алкоголя в дальнейшем
становится регулярным (2-3 раза в неделю).Естественной нормой поведе-
ния считается употребление спиртных напитков перед танцами,в выходные
дни,с получки,при встрече с друзьями и т.д.
У подростков утрачивается не только
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|