Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Алкоголь

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


появляются такие поводы,как "неудобно было отставать

от ребят","друзья уговорили","за компанию","для храбрости" и т.д.

Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с ал-

коголем.Для девочек типична в основном вторая,"традиционная" группа

мотивов.Инициатива первого употребления алкоголя чаще всего принадле-

жит родителям и ближайшим родственникам.

С точки зрения современной психологии,формирование и психологи-

ческое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия

трех компонентов:биологического (организм ребенка,уровень его зрелос-

ти,особенности функционирования различных органов и систем),социально-

го (люди с их делами,взглядами,отношениями,поступками,идеалами,среди

которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активнос-

ти ребенка,под которой понимается физическая и умственная (стремление

узнать, что это такое,как устроено и т.д.) деятельность.

Среди упомянутых выше обязательных компонентов развития личности

решающим является социальный-фактор общения,взаимодействия и жизни

среди других,в особенности взрослых,людей.Известный советский психолог

А.Н.Леонтьев писал:"Если бы нашу планету постигла катастрофа,в резуль-

тате которого остались бы в живых только маленькие дети,а все взрослое

население погибло,то хотя человеческий род и не прекратился бы,однако

- 9 -

история человечества неизбежно была бы прервана.Сокровища культуры

продолжали бы существовать физически,но их некому было бы раскрывать

для новых поколений.Машины бездействовали бы,книги оставались бы неп-

рочитанными,художественные произведения утратили бы свою эстетическую

функцию.История человечества должна была бы начаться вновь.Взрослые не

только передают детям знания об окружающем мире,но и под их воздейс-

твием формируются взгляды,отношения к окружающему,складываются черты

характера,образ жизни и поведения подростающего человека.

Первой социальной средой для ребенка является его семья.Она игра-

ет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей.Семья обус-

лавливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения,вырабаты-

вает стериотип отношения к окружающему миру.Неблагополучные семьи обя-

зательно отражаются на детях.Не случайно подростки,употребляющие алко-

гольные напитки,как правило,живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков,часто употребляю-

щих алкоголь,выражается прежде всего в напряженной психологической

обстановке,конфликтных взаимоотношениях между членами семьи.Атмосфера

постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу

под влияние друзей,компании,тем долее что в такой обстановке родителям

часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно

большое влияние на ребенка.Существование в семье "питейных традиций"

становится объектом наблюдения и подражания ребенка.При этом мальчики

больше стараются быть похожи на отца,А девочки-на мать, поэтому трез-

венническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отца в по-

давляющем большинстве случаев не становится объектом подрожания сына.

Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровы-

ми,семьи подростков,часто употребляющих спиртное,чаще всего оказывают-

ся не в состоянии выполнить и свою прямую задачу-воспитание детей.От-

сутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и дру-

гими факторами.В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора

- 10 -

и внимания к ребенку,подростку,чем в полных.Оказывает влияние на вни-

мание к детям в семье и такой фактор,как уровень образования родите-

лей.С повышением уровня образования родителей возростает и внима-

ние,уделяемое ими своим детям.Это можно объяснить тем,что уровень об-

разования родителей определяет в какой-то мере и уровень общей культу-

ры семьи,широту кругозора,разносторонность интересов.А это позволяет

не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка,но и

направляет его.

Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относи-

тельное значение для развития злоупотребления алкоголем несовершенно-

летними.С ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухуд-

шается и психологический климат в ней,возростает напряженность во вза-

имоотношениях между членами семьи.

Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психо-

логическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у

подростков "группы риска" своеобразного стиля или образа жизни с ха-

рактерным отклонением поведения с выраженным влиянием подростковой

группы.

Подростками "группы риска" отличаются,прежде всего,пренебрежи-

тельным отношением к своим социальным функциям и обязанностям,т.е. к

освоению программы средней школы,обучению.

Для подростков "группы риска" характерно неумение содержательно

проводить свой досуг.Для них характерны такие занятия,как азартные иг-

ры, посещение кафе,баров,"потребление" популярной музыки.

Бессодержательное времяпровождение,которое занимает первое место

среди "факторов риска",способствует частому употреблению алкоголя под-

ростками.

Многие исследователи отмечают,что подросток,независимо от своего

опыта употребления алкоголя,полученного в родительском доме,тем чаще

употребляет алкоголь,чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее со-

циальное давление с их стороны.Для подростков характерны такие специ-

- 11 -

фические психические (психологические) проявления,как стремление к са-

мостоятельности (реакция эмансипации),сближение со сверстниками (реак-

ция группирования).Подростки стремятся уйти из-под опеки семьи,большим

авторитетом у них начинают пользоваться товарищи,сверстники из под-

ростковой группы.

Таким образом,неблагоприятные биологические факторы являются сво-

его рода катализатором процесса злоупотребления алкоголем,порождаемого

неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

5.Особенности формирования алкогольной болезни у подростков.

Многие исследователи единодушно подчеркивают,что формирование ал-

коголизма в значительной мере зависит от того,в каком возрасте произо-

шло приобщение к алкогольным напиткам.Чем раньше ребенок впервые при-

общился к алкогольным напиткам,а затем стал их систематически употреб-

лять,тем короче период формирования алкогольной болезни.Раннее приоб-

щение детей к алкоголю является одним из факторов,способствующих разви-

тию пьянства и алкоголизма в старших возрастных группах.

Состояние опьянения у подростков отличается первоначально большой

индивидуальностью,но у многих отмечается укороченная и нестойкая эйфо-

рия,растормаживание влечений.Характерным для несовершеннолетних явля-

ется "культивирование" состояния опьянения.Это достигается особой эмо-

циональной заражаемостью в периоде "ожидания",коллективной взаимоин-

дукцией во время ритуала принятия спиртного.Очень редко встречается

полное отсутствие эмоциональной реакции в состоянии опьянения,когда,по

словам подростков,"настроение не меняется,только нарушается походка и

мутит в голове."

Со временем расширяется круг возможных поводов к приему алкого-

ля.Спиртные напитки употребляются "от нечего делать","для поиска улич-

ных приключений","за компанию","для храбрости" перед танцами.Первона-

чальная устойчивость к действию алкоголя подростков не велика

(75-100мл. водки) и чем моложе возраст,в котором произошло первое опь-

- 12 -

янение,тем она меньше.

При употреблении алкоголя до 2-3 раз в месяц устойчивость под-

ростка к действию алкоголя начинает возростать.Это воспринимается в

компании сверстников как признак особой "силы духа", отличающей лидера.

Оналогично формируется психологическая готовность к некритическо-

му восприятию алкогольных обычаев.Употребление алкоголя в дальнейшем

становится регулярным (2-3 раза в неделю).Естественной нормой поведе-

ния считается употребление спиртных напитков перед танцами,в выходные

дни,с получки,при встрече с друзьями и т.д.

У подростков утрачивается не только

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»