Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Всеобщая организационная наука (А.А. Богданов)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Оглавление:

I. Введение

1. Определение объекта, предмета, цели курсовой работы…………………………………………. …3

2. Историческая необходимость и научная возможность тектологии: организационная точка зрения, единство организационных методов, путь к организационной науке, прообразы тектологии…….3

II. Основная часть

1. Основные понятия и методы…………………………………………………………………………11

- организованность и дезорганизованность: организованные комплексы, активности-сопротивления и типы их сочетаний, относительность организационных понятий;

- методы тектологии;

- соотношение тектологии к частным наукам и к философии.

2. Основные организационные механизмы…………………………………………………………….16

- механизм формирующий: конъюгация, цепная связь, ингрессия, дезингрессия, отдельность комплексов, кризисы, роль разностей в опыте, познавательное значение ингрессии, социальная и мировая ингрессия;

- механизм регулирующий: консервативный подбор, подвижное равновесие, прогрессивный подбор.

3. Устойчивость и организованность форм………………………………………………………….26

- количественная и структурная устойчивость;

- закон относительных сопротивлений (закон наименьших);

- закон наименьших в решении практических задач;

- структура слитная и «четочная»;

- системы равновесия.

4. Расхождение и схождение форм……………………………………………………………………33

- Введение для части II работы А.А. Богданова

- закон расхождения;

- дополнительные соотношения;

- противоречия системного расхождения;

- разрешение системных противоречий (контрдифференциация): образование связки, механизм устранения противоречий;

- схождение форм;

- жизненная ассимиляция.

5. Формы централистические и скелетные («эгрессия» и «дегрессия»)………………………………40

- происхождение и развитие эгрессии;

- значение и границы эгрессии;

- происхождение и значение дегрессии;

- развитие и противоречия дегрессии;

- отношение эгрессии и дегрессии.

6. Пути и результаты подбора…………………………………………………………………………..46

- подбор в сложных системах;

- подбор в изменяющейся среде;

- подбор прямой и репрезентативный;

- обобщающая роль подбора;

- познавательный подбор: гедонический, дарвинизм и учение Мальтуса, теория Крукса о развитии материи;

- соотношение подбора отрицательного и положительного.

7. Кризисы форм……………………………………………………………………………………53

- общее понятие о кризисах;

- типы кризисов;

- предельное равновесие;

- кризисы С;

- кризисы D;

- универсальность понятия кризисов.

8. Организационная диалектика…………………………………………………………………….56

- тектологический акт;

- диалектика формальная и организационная

III. Заключение: методологическое значение тектологии А.А. Богданова……………………56

1. Тектология

2. Диалектика и тектология

3. Комплексность как свойство объекта

4. Организационная деятельность

5. Организационная идея в науке

Введение:

Объект изучения данной курсовой работы является труд А.А. Богданова «Тектология: всеобщая организационная наука»

Предмет принципы и методы, которые применял А.А. Богданов к изучению простых (физических) и сложных (социальные) систем: обобщенный опыт всех наук

Цель - изучение взгляда Богданова на обобщенный опыт.

Историческая необходимость и научная возможность тектологии

Организационная точка зрения

Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей, ее можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта.

В обыденной речи словам «организовать», «организация», «организаторская деятельность» придается смысл более узкий, более специальный.

Чаще всего термин «организовать» употребляется тогда, когда дело идет о людях, об их труде, об их усилиях (организовать предприятие, организовать армию, кампанию, защиту, атаку и др.) - значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства. Но если проанализировать ближе один из этих примеров, организовать предприятие, то получится, что это понятие очень широкое и относится не только к человеческим активностям. Тут организатор объединяет работников, комбинирует их трудовые акты, многие из этих актов могут быть замещены движениями машин, когда в трудовой акт вступает машина, то перед организатором встает такая задача: координировать, т.е. целесообразно сорганизовать действия работников с работой машин. Но машина есть одно из орудий, просто оно более сложное и только. Задача здесь – сорганизовать рабочие силы и средства производства в планомерно функционирующую систему; организация людей и вещей в целесообразное единство.

В общем, весь процесс борьбы человека с природой, подчинения и эксплуатации стихийных ее сил есть не что иное, как процесс организации мира для человека, в интересах его жизни и развития.

Еще очевиднее организационный характер познания и вообще мышления. Функция – координировать факты опыта в стройные группировки – мысли и системы мыслей, это значит организовать опыт.

Также художественное творчество имеет своим принципом стройность и гармонию, а это значит организованность, а именно своими особыми методами организует представления, чувства, настроения людей, тесно соприкасаясь с познанием, часто с ним прямо сливаясь, как беллетристика, поэзия, живопись. Т.е. в искусстве организация идей и организация вещей нераздельны. Например, взятая сам по себе архитектурный памятник является системой «мертвых» элементов – камня, металла, полотна, красок, но жизненный смысл этого произведения лежит в тех комплексах образов и эмоций, которые вокруг них объединяются в человеческой психике.

Наряду с организующей деятельностью существует и разрушительная. Ее функция дезорганизующая. Но более полное исследование показывает, что и она есть результат столкновения разных организационных процессов. Например, если люди убивают и едят животных, то они дезорганизуют другие жизненные системы, чтобы организовать их элементы в составе своего собственного тела. Или если общества, классы, группы разрушительно сталкиваются, дезорганизуя друг друга, то именно потому, что каждый такой коллектив стремится организовать мир и человечество для себя, по-своему. Результат отдельности, обособленности организующих сил, результат того, что еще не достигнуты их единство, их общая стройная организация. Это есть борьба организационных форм.

В общей схеме перед нами развернулось все содержание жизни человечества, можно подвести итоги. Старый учитель социализма Энгельс выразил их формулой: производство людей, производство вещей, производство идей. В термине «производство» скрыто понятие организующего действия. Формула Богданова: организация внешних сил природы, организация человеческих сил, организация опыта. Итак, все интересы человечества – организационные.

Рассмотрение формулы

Природа – великий первый организатор; и сам человек – лишь одно из ее организованных произведений. Простейшая из живых клеток по сложности и совершенству организации далеко превосходит все, что удается организовать человеку. Но при этом неживое, «неорганическое» не значит неорганизованное.

Наука теперь разрушает непереходимые границы между живой и мертвой природой, заполняет пропасть между ними. Например, мир кристаллов обнаружил типические свойства организованных тел, которые раньше считались исключительно характеризующими царство жизни: кристалл в насыщенном растворе поддерживает свою форму путем «обмена веществ»; он устанавливает ее повреждения, как бы «залечивая рану»; при известных условиях пресыщения он «размножается» и др. И было бы странно, признавая известную организованность за кристаллами, считать «неорганизованными» стройные, титанически устойчивые, в мириадах веков оформившиеся системы солнц с их планетами.

Полная неорганизованность – понятие без смысла, это в сущности то же, что голое небытие. В ней надо принять отсутствие всякой связи; но то, в чем нет никакой связи, не может представлять никакого сопротивления нашему усилию, а только в сопротивлении мы узнаем о бытии вещей; следовательно, для нас тут нет никакого бытия. И мыслить абсолютно бессвязно можно только словесно, никакого реального, живого представления в эти слова вложить нельзя, потому что абсолютно бессвязное представление вовсе не есть представление и вообще – ничто.

Единство организационных методов

Для практики и для теории нужны и важны методы. Все методы здесь организационные. Отсюда задача: понять и изучить все и всякие методы как организационные.

Если бы организационные методы в одной области были одни, в другой – другие; например в организации вещей, т.е. в технике, не имеющие ничего общего с методами организации людей, т.е. экономики, или организации опыта, т.е. мира идей, то овладеть ими стало бы нисколько не легче от того, что все они будут обозначены как организационные. Совсем иное, если по исследованию окажется, что между ними возможно установить связь, можно подчинить их общим законам. Тогда изучение этой связи, этих законов позволит людям наилучшим образом овладеть этими методами и развивать их, и станет самым мощным орудием всякой практики и всякой теории.

Различия

Самое

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»